Кубасова уроки литературного чтения 4 класс с. соловьев сергей радонежский

Это интересно


 

Содержание

Урок литературного чтения в 4-м классе для детей с ЗПР по учебнику О.В. Кубасовой Любимые страницы

Цели.

  • Продолжить знакомство с познавательной литературой, расширять исторические знания и представления обучающихся правильного, осознанного чтения, развивать умение отвечать на поставленные вопросы, умение выделять главное в научно-популярном тексте, аргументировать свою точку зрения.
  • Способствовать формированию нравственных качеств, здорового образа жизни.
  • Корректировать внимание, логическое мышление, память учащихся.

Оборудование.

  • Фонограмма песни «Земля в иллюминаторе».
  • Кубасова О.В. Любимые страницы. Учебник для 4 класса по литературному чтению. В 3 частях. Часть 3. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002. – 256 с. ил. – ISBN 5-89308-075-0
  • Таблицы.
  • Портреты космонавтов и учёных.
  • Иллюстрации из книги В.Синицын. Первый космонавт: Изд – во «Малыш» Москва, 1981 – 80 с .
  • Звёздочки двух цветов (белого и голубого).

– На чем может отправиться путешественник? (Ответы детей).

– Высоко в вечернем небе лопаются ракеты. Разноцветные звезды – красные, зеленые, желтые – повисают букетами и медленно опадают. Эту древнюю забаву придумали на Востоке 1000 лет назад. Бамбуковые трубки набивали порохом, поджигали с открытого конца. Ракета взмывала вверх.

– Что? Летать на ракете? Не говорите глупостей. Какой же сумасшедший вздумает летать на бочке с порохом? Такой разговор можно было услышать в начале ХХ века. Тогда первые неуклюжие самолеты только пытались подняться в воздух, вертолетов не было. Но в провинциальной Калуге никому в то время неизвестный учитель физики уже решал задачу о полете к звездам. Учителя звали Константин Эдуардович Циолковский. (Портрет учёного.)

– Посмотрите, вот у меня в руках воздушный шарик. Как с его помощью можно показать принцип работы ракеты? (Ответы детей.)

– Шарик нужно надуть, зажать отверстие, а затем отпустить. Шарик вырвался и улетел. Он полетел по той же причине, по какой взлетает ракета. Воздух вырывается из шарика и отбрасывает его от себя.

– Давайте и мы отправимся в космос.

– Зажигание! (– Есть зажигание!)

– Объявляется готовность №1.( – Есть готовность №1.)

– Начинаю отсчет: (5, 4, 3, 2, 1, “пуск”!)

Песня на мотив «Голубой вагон».

Мы в космическое путешествие

На ракете полетим сейчас.

Ожидают на планете нас.

Припев:

Эврика! Эврика! Архимед произнес,

Сделав открытие важное для нас.

Станем мы умными, сильными, смелыми,

Новые открытия будут и у нас.

(Рисунок 1. На стартовой площадке.)

2. Сообщение целей урока.

На уроке литературного чтения мы должны показать, как умеем мыслить, говорить, читать, общаться. (На доске таблица.) (Рисунок 2.Подъём! Старт космического корабля «Восток».)

3. Проверка домашнего задания. (3 мин.)

– А сейчас проверим, как вы подготовили домашнее задание. На прошлых уроках мы познакомились с текстом. Вспомните название текста. (На доску прикрепляется таблица с названием текста).

– Вспомните содержание текста и восстановите пункты плана по порядку. (Обучающиеся выполняют задание. )

Великая судьба.

Вдали от людей.

Жизнь в семье.

Монастырская жизнь.

Русь в опасности.

(Ученики поднимают руки и исправляют ошибки. )

– Кем был Сергий для князей? ромицемтвор

– Чего все просили у святого, от великих князей до простых крестьян?

– Кто захотел напасть на Русь в то время, когда жил Сергий Радонежский? хан …

– Имя мудрого князя, выигравшего эту битву и прозванного Донским? 5-я буква алфавита

(Рисунок 3. Отделение первой ступени ракеты – носителя.)

4. Подготовка к восприятию. (4 мин.)

(На доске зачем и почему? Познавательная литература.

В.Губарев. В открытом космосе.)

– Вселенная – это весь окружающий нас бесконечный и вечный мир. Часто вместо слова «Вселенная» употребляют равнозначное ему «космос».Впереди всегда идут мечтатели. Они были во все времена. Это и Аристотель – философ и мудрец Древней Греции, и писатель Жюль Верн, и народоволец студент Николай Иванович Кибальчич. Всего за несколько дней до казни он разработал проект ракетного летательного аппарата. Кибальчичем руководило горячее желание оставить людям переполнявшую его идею. И калужский учитель Константин Эдуардович Циолковский, который создал проект межпланетного корабля. (Рисунок 4. Схема межпланетного корабля К.Э.Циолковского.)

 – Потребовалось ещё 50 лет развития науки и техники, чтобы эти идеи воплотить в жизнь. И малоизвестный инженер Аполлон Аркадьевич Цимлянский, родившийся в России, который свои первые опыты провёл в Царском селе. Это тепловая пушка, о ней позднее писатель Алексей Толстой расскажет в знаменитом романе «Гиперболоид инженера Гарина». По заданию партии Цимлянский отправляется далеко до начала Великой Отечественной войны в Германию и работает в лаборатории атомной физики, но осознав нечеловеческие планы фашистов пытается вернуться на Родину, но это ему не удаётся и тогда он исчезает, инсценировав свою смерть. На Родину он так и не вернётся. Но конструкторские идеи нашего учёного, совершив путешествие по чужим странам, вернулись на Родину.

Датой рождения космической эры считается 4 октября 1957 года. В этот день космическая ракета, преодолев земное притяжение, вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. И вот, наконец, 12 апреля 1961 года, как и сегодня, среда, обычный трудовой день. Утром он был прерван сообщением: «Работают все радиостанции Советского Союза! Впервые в мире! Человек в космосе!»12 апреля отмечается очередная годовщина полёта человека в космос. То, что случилось в 1961 году было огромным достижением человечества, и в первую очередь для нашей страны, так как ещё не прошло и 16 лет после чудовищной по своим разрушениям Великой Отечественной войны. Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности. В этом созвездии одни из самых ярких – имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина и имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева. (Портреты Гагарина и Королёва.)

– Что происходит в первом полёте человека в космос? Послушайте сообщение ученика.

  • Я оторвался от кресла и повис между потолком и полом кабины. Всё вокруг стало легче. И руки, и ноги, всё тело стали будто совсем не моими. Не сидишь, не лежишь, а как бы висишь в кабине. Все незакреплённые предметы – карандаш, блокнот – как бы плавают. А капли жидкости, пролившиеся из шланга, приняла форму шариков, они свободно перемещались в пространстве.

Что видит в первом полёте человек в иллюминатор? Послушайте сообщение ученика. (Рисунок 5. Вид Земли с космоса.)

  • Наша планета выглядит примерно так же, как при полёте на реактивном самолёте на больших высотах. Отчётливо вырисовываются горные хребты, крупные реки, большие леса, пятна островов, береговая кромка морей. Я видел облака и лёгкие тени их на далёкой милой Земле, совершенно чёрное небо и на нём яркие звёзды. Солнце тоже удивительно яркое.( Рисунок 6.Отработала вторая ступень. Сброшен головной обтекатель.)

5. Упражнения на отработку техники чтения. (4 мин.)

– Проведём речевую разминку.

  • Дыхательная гимнастика «Беседа инопланетян».

И. п. – сидя.

Вдох через нос; на выдохе произносить звук «м – м – м », слегка постукивая пальцами по крыльям носа. Постепенно удлинять выдох.

  • Скороговорка.
  • – Читаем скороговорку каждый до запятой по цепочке, а

    • Интонационная разминка.

    – Прочитайте текст, соблюдая знаки препинания.

    В небе ясном солнце светит,

    Космонавт летит в ракете.

    А внизу леса, поля –

    Расстилается земля.


     

    – Прочитать стихотворный текст, соблюдая знаки препинания. (На конце каждой строки стоит вопросительный знак.)

    – Прочитать стихотворный текст, соблюдая знаки препинания. (На конце каждой строки стоит восклицательный знак.)

    • Чтение слогов. Разночтение.

    Образовательная программа начального общего образования разработчики

    Литературное чтение

    Пояснительная записка

    Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, необходимо прежде всего пробудить у них интерес к чтению, а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох. Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества. Сотворчество писателя и читателя состоится, если ребенок будет читать высокохудожественные произведения, способные затронуть его душу, и овладеет специальными читательскими умениями и навыками. Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:

    Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)

    Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)

    Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)

    Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

    Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)

    Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)

    Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

    Программа рассчитана в 1 классе на 4 часа в неделю; во 2 классе – на 4 часа в неделю; в 3 классе – 3 часа; в 4 классе на 3 часа.

    Для реализации целей используется учебно-методический комплект.

    ^ 1 класс. М. С. Соловейчик: Букварь в 2-х частях, О. В. Кубасова: Литературное чтение, Рабочая тетрадь.

    2 класс. О. В. Кубасова: Литературное чтение в 2-х частях, Рабочая тетрадь.

    ^ 3 класс. О. В. Кубасова: Литературное чтение в 4-х частях, Рабочая тетрадь.

    4 класс. О. В. Кубасова: Литературное чтение в 4-х частях, Рабочая тетрадь.

    Содержание

    ^ 1 класс (132 часа и 10 часов резервных)

    Добуквенный период (23 часа)

    Обучение речи (говорению, слушанию, поведению во время разговора). Первоначальное освоение языковых понятий.

    Слово как название чего-либо, разграничение слов и называемых ими явлений действительности; наблюдения за значениями слов, постановка вопросов к словам; раздельное написание слов, использование большой буквы в именах, фамилиях, кличках и т. д.

    Слог как минимальная произносительная единица.

    Звуки речи.

    ^ Основной период (67 часов и 9 резервных)

    Обучение чтению. Совершенствование умения выполнять

    полный и частичный звуковой анализ. Знакомство с буквами как способом обозначения звуков в письменной речи. Поэтапное изучение букв:

    1) гласных звуков – Аа, Оо, ы, Ии, Уу, Ээ;

    2) непарных звонких согласных звуков – Лл, Мм, Нн, Рр;

    3) парных по глухости-звонкости согласных, большая часть которых обозначает глухие звуки, – Сс, Кк, Тт, Вв, Пп, Шш;

    4) обозначающих мягкость согласных – и, я, е, ё, ю, ь;

    5) не изучавшейся буквы непарного звонкого – й;

    6) ещё не изученных букв из числа тех, которые обозначают парные по глухости-звонкости согласные, – Зз–Сс, Бб–Пп, Дд–Тт, Вв–Фф, Жж–Шш;

    7) обозначающих непарные по глухости-звонкости глухие согласные – Хх, Цц, Чч, Щщ;

    8) Ее, Ёё, Юю, Яя в позиции, когда за ними скрывается звук [й’];

    9) разделительных знаков – ь и ъ.

    Последовательное обучение ориентировке на буквы гласных при чтении прямых слогов и в целом становление механизма позиционного чтения. Обучение чтению слов с различными способами обозначения звука [й’].

    Совершенствование слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, повышение его правильности, беглости и сознательности, обучение выразительному чтению.

    ^ Завершающий период (2 часа и 1 резервный)

    Введение первоклассников в мир детских книг и мотивация дальнейшего самостоятельного чтения – рассматривание обложек книг, чтение отрывков, беседы о знакомых, любимых книгах, подведение к мысли: «Как хорошо уметь читать!»

    ^ Круг чтения

    Первоклассники читают отечественные и иноязычные (переводные) произведения, фольклорные и литературные, от Эзопа до современных авторов. Отбор произведений подчинен в первую очередь принципам художественности, тематической актуальности и литературного разнообразия.

    ^ Звенит звонок — начинается урок (7 ч.)

    Л. Дьяконов «Первоклассникам»; А. Барто «Стали грамотными»; Г. Новицкая «Книжки»*(звездочкой отмечены произведения, рекомендуемые для заучивания наизусть); Р. Сеф «Учись читать. »; Л. Пантелеев «Ау»; С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»; В. Голявкин «Болтуны»; С. Маршак «Угомон»; В. Орлов «Оправдался»; Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться…».

    «Час потехи» (8 ч.)

    В. Смит «Потехе час» (перевод Б. Заходера); побасенки; загадки; С. Маршак «Загадки» (отрывки); Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки…»; В. Берестов «Искалочка»; считалки*; В. Берестов «За игрой»; скороговорки; С. Маршак «Я видел»; С. Михалков «С нами смех!»; И. Жуков «Черт и торт»; С. Маршак «Пудель».

    «Что такое хорошо и что такое плохо»(13 ч.)

    Л. Толстой «Правда всего дороже»; С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»; В. Орлов «Кто первый»; Э. Мошковская «Не надо больше ссориться. »; Л. Толстой «Кто прав?»; В. Осеева «Все вместе»; Е. Пермяк «Для чего руки нужны»; Эзоп «Собрался старик помирать»; Л. Толстой «Два раза не умирать»; Л. Толстой «Два товарища»; В. Росин «Друзья познаются в беде»; С. Михалков «Ошибка», «Прививка»*; Л. Яхнин «Силачи»; М. Пляцковский «Добрая лошадь».

    «Там чудеса. » (12 ч.)

    А. Шибаев «Сказки просят…»; русская народная сказка «Лиса и рак»; русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»; ингушская сказка «Заяц и черепаха»; американская сказка «Вот он, вор!»; армянская сказка «Заказчик и мастер»; А. С. Пушкин «У лукоморья»*, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (отрывки); Х. К. Андерсен «Принцесса на горошине»; В. Орлов «Абрикос в лесу»; А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши».

    ^ 2 класс (136 часов)

    Круг чтения

    Круг чтения составляют произведения фольклора, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература.

    ^ Учимся читать.

    Читая — думаем (27 ч.)

    М. Бородицкая «Первое сентября»; В. Берестов «Читалочка»; К. Ушинский «Наше отечество»; В. Орлов «Родное»*; П. Воронько «Лучше нет родного края»; Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»; О. Дриз «Загадка»; Б. Заходер «Два и три»; Р. Сеф «Считалочка»*; М. Юдалевич, «Три плюс пять»; В. Левин «Чудесав авоське»; С. Иванов «Какой сегодня веселый снег…», «Зимой Ваня сделал кормушку…»; А. Шибаев «Кто слово найдет»; В. Берестов «Если хочешь пить»*, «Гололедица»; Б. Заходер «Как волк песни пел»; С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка»; В. Зотов «За двумя зайцами»; Э. Шим «Жук на ниточке», «Очень вредная крапива»; Л. Толстой «Косточка»; С. Прокофьева «Когда можно плакать?»; В. Сухомлинский «Пусть будут Соловей и Жук»; С. Козлов «В сладком морковном лесу»; В. Осеева «Сторож», «Кто наказал его?»; А. Барто «Рыцари»; В. Осеева «Плохо»; Д. Хармс «Удивительная кошка»; русская народная сказка «Лиса и журавль»; индийская сказка «Ссора птиц»; В. Берестов «Посадили игрушку на полку…», Э. Мошковская «Всего труднее дело. »*; русская народная сказка «Самое дорогое», С. Баруздин «Кузнец»; Б. Заходер «Петя мечтает»; русская народная сказка «Два мороза».

    ^ Читаем правильно (10 ч.)

    В. Бардадым «Мы читаем!»; В. Гусев «Вот так кот»; И. Бурсов «Кот и крот»; Д. Биссет «Орел и овечка»; В. Драгунский «Заколдованная буква», «Когда я был маленький», «Не пиф, не паф!»; Н. Носов «Находчивость»; Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков»; Б. Заходер «Муравей».

    ^ Читаем быстро (8 ч.)

    Скороговорки; И. Мазнин «Шла лисица»; Е. Благинина «У Вари на бульваре. »; М. Бородицкая «Были галчата в гостях у волчат. »; Р. Сеф «Бесконечные стихи»*; Э. Мошковская «Болельщик»; Ю. Ермолаев «Угодили»; В. Осеева «Просто старушка»; В. Голявкин «Как я под партой сидел», «Про то, для кого Вовка учится»; дагестанская сказка «Храбрый мальчик».

    ^ Читаем выразительно (20 ч.)

    А. Прокофьев «Как на горке, на горе»; А. Фет «Чудная картина…»*; С. Воронин «Храбрый клоун»; С. Маршак «Жадина»; О. Григорьев «Яма»; Э. Успенский «Всё в порядке»; В. Осеева «Три товарища»; Н. Матвеева «Девочка и пластилин»; Ю. Ермолаев «Два пирожных»; Э. Мошковская «Обида», «Трудный путь»; Е. Благинина «Посидим в тишине»*; И. Дик «Красные яблоки»; А. Барто «Перед сном»; С. Козлов «3аяц и Медвежонок»; И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка»; К. Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерет нос кверху»; Н. Юсупов «Серый волк»; Дж. Родари «Рыбы»; Б. Заходер «Кискино горе»; Э. Мошковская «Говорящая кошка»*; А. Фройденберг «Великан и мышь»; Д. Биссет «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски»; К. Ушинский «Спор деревьев».

    ^ Учимся работать с текстом.

    Автор и его герои (23 ч.)

    В. Голявкин «Про веселую книжку»; С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»; Л. Пантелеев «Карусели», «Как поросенок говорить научился»; В. Голявкин «В шкафу»; А. Гайдар «Совесть»; Б. Юнгер «Белая роза»; Г. Цыферов «Град»; Г. Горбовский «Розовый слон»*; Ф. Кривин «Родная коробка»; В. Чаплина «Мушка»; Л. Пантелеев «Две лягушки»; Е. Пермяк «Волшебные краски»; С. Михалков «Аисты и лягушки»; С. Козлов «Правда, мы будем всегда?», «Вольный осенний ветер»; Л. Толстой «Зайцы»; Н. Рубцов «Про зайца»; русская сказка «Заяц-хваста».

    ^ Слова, слова, слова. (10 ч.)

    Г. Цыферов «Как цыпленок впервые сочинил сказку»; Шотландская песенка*; Б. Шергин «Рифмы»; В. Даль «Кузовок»; А. Барто «Игра в слова»; И. Токмакова «Лягушки»; В. Берестов «Курица»; Б. 3аходер «Дырки в сыре»; А. Шибаев «Переполох», «Прислушайся к слову»; Р. Сеф «Кактус», «На свете все на все похоже. »; Г. Цыферов «Что такое звезды?»; А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»*; «Колокольчики мои. »; С. Есенин «Черемуха»; М. Исаковский «Ветер»; В. Рахманов «Одуванчики».

    ^ План и пересказ (22 ч.)

    Н. Сладков «Медведь и Солнце»; В. Осеева «Добрая хозяюшка»; Б. Житков «Храбрый утенок»; Э. Мошковская «Жадина»; русская народная сказка «Мена»; В. Сухомлинский «Вьюга»; Н. Носов «На горке»; В. Осеева «Хорошее»; Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; С. Михалков «Бараны»*; К. Ушинский «Два козлика»; С. Козлов «Черный Омут»; М. Пляцковский «Как утенок свою тень потерял»; Е. Карганова «Как цыпленок голос искал»; немецкая сказка «Русалочка».

    В мире книг (16 ч.)

    К. Ушинский «Два плуга»; Л. Толстой «Филиппок»; В. Авдеенко «Маленькая Баба-Яга»; русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»; Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»; Н. Сладков «Бежал ежик по дорожке»; М. Пришвин «Еж»; Б. Заходер «Птичья школа»; Н. Носов «Затейники», «Живая шляпа»; Е. Пермяк «Торопливый ножик», «Самое страшное»; Н. Носов «Фантазеры»; Б. Емельянов «Зеленая букашина».

    ^ 3 класс (102 часа)

    Круг чтения

    В 3 классе дети читают произведения устного народного творчества, лучшие образцы русской и современной отечественной и зарубежной литературы.

    ^ Труд человека кормит, а лень портит (10 ч.)

    Р. Сеф «Лопата»; Е. Карганова «Лекарство без рецепта»; К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»; Е. Благинина «В ненастные деньки», «Не мешайте мне трудиться»*; С.Баруздин «Бревно»; русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»; И. Крылов «Стрекоза и Муравей»*; Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб»; африканская сказка «Лентяйка»; грузинская сказка «Голубой ковер»; Р. Сеф «Странное дело».

    ^ Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца (7 ч.)

    Итальянская сказка «Новая юбка»; С. Маршак «Не так»; русские народные сказки «Как мужик гусей делил», «Дочь-семилетка», «Морской царь и Василиса Премудрая»; армянская сказка «Золотое яблоко»; Ш. Перро «Мальчик с пальчик».

    ^ Много хватать — свое потерять (3 ч.)

    Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»; Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат», Дж. Родари «Солнце и туча».

    ^ Тайное всегда становится явным (5 ч.)

    В. Драгунский «Тайное становится явным»; Н. Носов «Огурцы»; В. Осеева «Почему?»; шведская сказка «Принцесса лгунья»; Л. Пантелеев «Честное слово».

    ^ Унылая пора! Очей очарованье. (4 ч.)

    К. Бальмонт «Oceнь»*; И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали. »; К. Паустовский «Барсучий нос»; А. Пушкин «Oceнь»*; М. Лермонтов «Осень»; А.К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. »; Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядреный. »; А. Майков «Осень».

    ^ Ежели вы вежливы. (3 ч.)

    С. Маршак «Урок вежливости»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень вежливый индюк»; В. Осеева «Волшебное слово».


     

    ^ Каждый свое получил (14 ч.)

    Эстонская сказка «Каждый свое получил»; латышская сказка «Два брата»; Ю. Ярмыш «Добрый Клен», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион»; И. Крылов «Чиж и Голубь»*; Л. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев»; индийская сказка «Мак»; Г. Ладонщиков «В старой сказке»; русские народные сказки «Баба-Яга», «Падчерица и мачехина дочка»; Б. Заходер «Серая Звездочка»; английская сказка «Хромая Молли»; чешская сказка «Златовласка»; итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»; Л. Чарская «Живая перчатка»; Ю. Мориц «Песенка про сказку».

    ^ Жизнь дана на добрые дела (5 ч.)

    Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; Х. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Ель»; Е. Пермяк «Некрасивая елка»; Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша».

    ^ Снег летает и сверкает. (9 ч.)

    С. Есенин «Береза»*; М. Пришвин «Деревья в лесу»; И. Никитин «Весело сияет месяц над селом. »; А. Пушки «Зимний вечер»; Х. К. Андерсен «Девочка со спичками»; А. Блок «Ветхая избушка»; И. Суриков «Детство»; А. Александрова «Снежок»*; Саша Черный «На коньках»; В. Драгунский «Кот в сапогах»; Н. Носов «Бенгальские огни»; С. Дрожжин «Снег летает и сверкает»*; K. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенин «Пороша», «Поет зима, аукает. ».

    ^ 3а доброе дело стой смело (5 ч.)

    Русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселева «Мальчик-Огонек»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»; С. Баруздин «Страшный клад»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

    ^ Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (14 ч.)

    В. Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б. Емельянов «Мамины руки»; Л. Яковлев «Альбом фотографий»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; О. Дриз «Книга»; Г. Фаллада «История про мамину сказку»; В. Драгунский «. Бы»; Н. Артюхова «Трудный вечер»; М. Зощенко «Золотые слова»; черно-горская сказка «Милош находит мать»; адыгейская сказка «Девочка-птичка»; испанская сказка «Птица-Правда»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; Л. Петрушевская «Сказка о часах»; русская народная сказка «Подземные царства»; Г. Виеру «Мамин день».

    ^ Весна идет, весне дорогу. (7 ч.)

    Ф. Тютчев «Зима недаром злится»*; М. Пришвин «Капля и камень»; В. Железников «Три ветки мимозы»; И. Северянин «Отчего?»; Г. Новицкая «Подснежник»; В. Берестов «Мать-и-мачеха»; Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами. »; А. Плещеев «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи. »), «Весна» («Песни жаворонков снова. »); К. Паустовский «Стальное колечко»; А. Майков «Ласточка примчалась. »; А.К. Толстой «Звонче жаворонка пенье. »*; А. Фет «Я пришел к тебе с приветом. »; А. Чехов «Весной»; Н. Сладков «Ивовый пир»; Я. Аким «Апрель»; А. Блок «Вербочки»; Л. Чарская «Дивные звуки»; Е. Благинина «Черемуха».

    ^ Любовь — волшебная страна (8 ч.)

    В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник. »; Н. Вагнер «Сказка»; Братья Гримм «Рапунцель»; французская сказка «Красавица и чудовище»; Х. К. Андерсен «Ромашка»; Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево»; русская народная сказка «Перышко Финиста-ясна сокола»; польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца»; А. Фет «Облаком волнистым. »*; Я. Полонский «Песня»; И. Тургенев «Воробей».

    ^ Чудесное — рядом (8 ч.)

    Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю березу русскую. »; К. Паустовский «Заботливый цветок»; В. Жуковский «Родного неба милый свет. »*; С. Маршак «О том, как хороша природа»; Н. Абрамцева «Радуга»; Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»; М. Пришвин «Дятел»; В. Астафьев «Стрижонок Скрип»; О. Дриз «Счастье»; Б.Заходер «Что красивей всего?»; В. Бианки «Музыкант»; белорусская сказка «Музыкант-чародейник»; И. Пивоварова «Волшебная палочка»; итальянская сказка «Тайна Флорио»; И. Мазнин «Давайте дружить»; Ю. Ким «Летучий ковер».

    ^ 4 класс (102 часа)

    Круг чтения

    Учащиеся 4 класса читают произведения разных видов и жанров: сказки (народные и литературные), былины, басни, рассказы, мифы и библейские сказания, пьесы, стихотворения, познавательную литературу, повести.

    Гимн Российской Федерации.

    ^ Что за прелесть эти сказки. (22 ч.)

    И. Токмакова «В чудной стране»*; русские народные сказки «Все у нас, слава Богу, хорошо!», «Петр I и мужик», «Петр и Петруша», «Марья и ведьмы», «Василиса Прекрасная»; сербская сказка «Почему у месяца нет платья»; бразильская сказка «Жизнь человека»; Х. К. Андерсен «Русалочка»; А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Джекобс «Рыба и кольцо»; С. Маршак «Отчего у месяца нет платья»; В. Берестов «Сказка: Корнею Ивановичу Чуковскому»*; К. Чуковский «Приключения белой мышки»; А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»; Дж. Родари «Эти бедные привидения»; К. Драгунская «Лекарство от послушности».

    ^ О доблестях, о подвигах, о славе.

    Былины (5 ч.)

    «Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева); «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова); «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (обработка В. Аникина).

    ^ Уж сколько раз твердили миру.

    Басни (4 ч.)

    Х. К. Андерсен «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп «Лисица и козел», «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор и его мать»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»*, «Мышь и Крыса», «Две бочки»; Л. Толстой «Лев и лисица»; С. Михалков «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе»; И. Демьянов «Валерик и тетрадь».

    ^ Оглянись вокруг

    Рассказы (20 ч.)

    М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока»; Н. Сладков «В норе»; К. Паустовский «Заячьи лапы»; Р. Фраерман «Девочка с камнем»; Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой»; Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Цветок на земле»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; Н. Носов «Огородники», «Клякса»; Ю. Ермолаев «Жарко»; М. Зощенко «Елка»; О. Григорьев «Две трубы»; С. Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придет»; А. Чехов «Ванька»; Г. Сенкевич «Янко-музыкант»; Д. Мамин-Сибиряк «Вертел»; Л. Кассиль «У классной доски»; В. Лидин «Завет».

    ^ Золотая колесница

    Мифы древней Греции (4 ч.)

    «Персей»; «Орфей и Эвридика»; «Дедал и Икар».

    В начале было Слово, и Слово было Бог.

    Библейские сказания (8 ч.)

    «Семь дней творения»; «Бог сотворил первого человека»; «Жизнь первых людей в раю»; «Первый грех…», «Обещание Спасителя», «Изгнание из рая»; «Всемирный потоп»; «Моисей»; С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете»; А. Мень «Милосердие Иисуса».

    ^ Мир — театр, люди — актеры…

    Пьесы (6 ч.)

    С. Маршак «Про Козла»; Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (глава), «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома»); С. Козлов «Снежный цветок».

    ^ Мир волшебных звуков

    Поэзия (15 ч.)

    В. Жуковский «Песня»; А. Пушкин «Птичка»*, «Няне», «Зимняя дорога»; М. Лермонтов «Горные вершины»* (из И.В. Гете), «Утес», «Молитва»; И. Суриков «Весна»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; А. Блок «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз…»*; С. Есенин «С добрым утром!»*; М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…»; В. Маяковский «Тучкины штучки»; С. Маршак «Пожелания друзьям»; Саша Черный «Зеленые стихи»; Ю. Владимиров «Чудаки»*; Д. Хармс «Очень страшная история»; В. Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы»; О. Высотская, «Весенние рубашки»; Э. Мошковская «Песня»; Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли!»; В. Высоцкий «Песня Кэрролла».

    ^ Когда, зачем и почему?

    Познавательная литература (11 ч.)

    Н. Кун «Олимп», «Царство мрачного Аида»; Ю. Яковлев «О нашей Родине»; М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний); И. Соколов-Микитов «Русский лес»; Ю. Дмитриев «Зеленое и желтое»; «Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси»); Н. Соловьев «Сергей Радонежский»; В. Губарев «В открытом космосе»; Л. Яхнин «Метро»; М. Ильин и Е. Сегал «Что из чего»; М. Ильин «Сто тысяч почему»; Н. Надеждина «Лук от семи недуг»; В. Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог»; М. Константиновский «Что такое электрический ток»; А. Дитрих и Г. Юрмин «Какая книжка самая интересная?» (отрывок); К. Чуковский «Признания старого сказочника»; К. Паустовский «Великий сказочник» (в сокращении), «Сказки Пушкина»; Я. Смоленский «Как научиться читать стихи».

    Самого главного глазами не увидишь

    Повесть-сказка (7 ч.)

    А. де Сент-Экзюпери «Маленький Принц».

    Основные требования к знаниям, умениям и навыкам выпускника начальной школы

    Читательские умения:

    –осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами минимум 90 слов в минуту, про себя — 110 слов в минуту;

    – прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия;

    – воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику;

    – воспринимать произведения в соответствии с их видо-жанровыми характеристиками;

    – характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом;

    – различать произведения художественной и познавательной литературы и овладеть разными способами их освоения;

    – воссоздавать образ писателя на основе его произведения;

    – выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста;

    – излагать личное мнение о литературном произведении;

    – составлять план и пересказ прочитанного текста (подробный, выборочный, краткий, творческий);

    – выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию;

    –организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением;

    – ориентироваться в детских книгах, используя для этого определенные программой элементы книг, а также средства библиографической помощи;

    – пользоваться школьным толковым словарем, справочной литературой и периодической печатью для детей.

    ^ Литературоведческая пропедевтика

    Дети должны иметь базу необходимых для дальнейшего обучения разнообразных литературных впечатлений (см. раздел «Круг чтения»):

    – основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, народные и литературные сказки, рассказы, басни, былины, мифы, сказания, повести, пьесы, стихотворения, познавательные статьи и очерки);

    –основные средства языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение, звукопись, художественный повтор).

    ^ Развитие творческих способностей:

    – пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпо-ритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей;

    – использовать дополнительные средства выразительности (пластика, мизансцена, реквизит) при инсценировании литературных произведений;

    –иллюстрировать литературное произведение в словесной, графической, музыкальной формах;

    –составлять творческий пересказ литературного произведения посредством изменения и дополнения текста, а также от другого лица;

    – создавать небольшие устные сочинения на основе литературных впечатлений.

    Конспекты для начальной школы

    автор: Умка | 22 октября 2009 | Просмотров: 12007

    Тематическое планирование уроков литературного чтения по учебнику О.В. Кубасовой, 4 класс.

    1 четверть, 2009-2010 учебного года (4 часа в неделю)

    № урока Дата по плану Дата по факту Тема урока (ч) Цель урока Практическая часть НРК

    «Что за прелесть, эти сказки!». (25ч)

    1 2.09 И.Токмакова В чудной стране Развивать речь, внимание; познакомить с содержанием нового учебника.

    2 3.09 Все у нас, слава богу, хорошо Р.Н.С. Познакомить с содержанием сказки; работать над правильностью и выразительностью речи. 1. Бабушкины сказки

    3 4.09 Петр 1 и мужик Р,Н,С, Провести работу по содержанию сказки; прививать любовь к труду.

    4 8.09 Петр и Петруша Р,Н,С, Учить детей выделять главную мысль в тексте.

    5 9.09 Петр и Петруша Р,Н,С, Развивать речь, внимание; способствовать формированию нравственных качеств.

    6 10.09 Марья и ведьмы Начать знакомство с содержанием; расширять кругозор учащихся.

    7 15.09 Василиса Прекрасная Продолжить работу по содержанию; работать над выразительностью чтения.

    8 11.09 Почему у месяца нет платья (Сербская сказка) Развивать логическое мышление; речь.

    9 15.09 Жизнь человека (Бразильская сказка) Развивать умение работать с текстом; способствовать развитию нравственных качеств.

    10 16.09 Г.Х.Андерсен Русалочка Развивать речь, внимание; способствовать формированию нравственных качеств.


     

    11 17.09 Г.Х.Андерсен Русалочка Развивать умение работать с текстом; способствовать развитию нравственных качеств.

    12 18.09 Г.Х.Андерсен Русалочка Развивать умение работать с текстом; способствовать развитию нравственных качеств.

    13 22.09 Г.Х.Андерсен Русалочка Развивать умение работать с текстом; способствовать развитию нравственных качеств.

    14 23.09 А.С.Пушкин Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях Развивать умение работать с текстом; способствовать развитию нравственных качеств.

    15 24.09 А.С.Пушкин Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях Познакомить с содержанием сказки; работать над правильностью и выразительностью речи.

    16 25.09 А.С.Пушкин Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях Провести работу по содержанию, определить главную мысль; работать над выразительностью речи.

    17 29.09 А.Толстой Кикимора Развивать творческие способности; совершенствовать навык чтения.

    18 30.09 Д.Джекобс Рыба и кольцо Умение точно передать прочитанное; начать знакомство сказки.

    19 1.10 С.Маршак Отчего у месяца нет платья. В.Берестов Сказка Продолжить работу со сказкой; умение точно находить ответы в тексте.

    20 2.10 К. Чуковский Приключения белой мышки Развивать умение работать с текстом; способствовать развитию нравственных качеств.

    21 6.10 К. Чуковский Приключения белой мышки Расширить кругозор о творчестве К.Чуковского; работать над содержанием сказки.

    22 7.10 Астрид Линдгрен Крошка Нильс Карлсон Развивать память, речь, мышление, умение работать в группах-командах. 2. Наши дела в классе.

    23 8.10 Астрид Линдгрен Крошка Нильс Карлсон Продолжать знакомство с новой сказкой, объяснить смысл; способствовать воспитанию нравственных качеств.

    24 9.10 Д.Родари Эти бедные привидения Развивать умение работать с текстом; способствовать развитию нравственных качеств.

    25 13.10 К.Драгунская Лекарство от послушности Развивать речь, память, мышление; умение работать с текстом; работать над выразительностью.

    «О доблестях, о подвигах, о славе». (5ч)

    26 14.10 Добрыня и змей Познакомить с названием нового раздела, объяснить смысл; способствовать воспитанию нравственных качеств.

    27 15.10 Добрыня и змей Познакомить с содержанием стихотворной былины; совершенствовать навык чтения.

    28 16.10 Болезнь и исцеление Ильи Муромца Провести работу по содержанию былины; учить осознанному чтению.

    29 20.10 Илья Муромец и Соловей Разбойник Развивать умение работать с текстом; способствовать развитию нравственных качеств.

    30 21.10 Илья Муромец и Соловей Разбойник Познакомить с содержанием стихотворной былины; совершенствовать навык чтения. Техника чтения.

    «Уж сколько раз твердили миру…» (8ч)

    31 22.10 Г.Х.Андерсен Эта басня сложена про тебя Начать знакомство с новым разделом; работать над выразительностью чтения.

    32 23.10 Лиса и козел .

    Лебедь, щука и рак.

    Продолжить работать по содержанию рассказа; развивать нравственные качества.

    33 27.10 И.Крылов Мышь и крыса

    И.Крылов Две бочки Развивать речь, память, мышление; умение работать с текстом; работать над выразительностью.

    34 28.10 Л.Толстой Лев и лисица

    С.Михалков Просчитался Развивать речь, воображение, умение работать с текстом, расширять кругозор учащихся.

    35 29.10 С.Михалков Услужливый

    С.Михалков Заячье горе Познакомить с поэтическими произведениями великих русских поэтов. 3.Осенняя пора на Урале.

    36 30.10 Ворона и кувшин

    Мальчик вор и его мать Развивать умение работать с текстом; способствовать развитию нравственных качеств.

    2 четверть, 2009-2010 учебного года (4 часа в неделю)

    37 10.11 Лиса и козел Развивать речь, воображение. умение работать с текстом, расширять кругозор учащихся.

    38 11.11 И.Демьянов Валерик и тетрадь Развивать речь, внимание; способствовать формированию нравственных качеств. 4. Наш класс в жизни школы

    «Оглянись вокруг». 24(ч)

    39 12.11 М.Пришвин Как я научил своих собак горох есть. Развивать артистические способности; умение работать с текстом; познакомить с новым разделом.

    40 13.11 М.Пришвин Глоток молока

    Н.Сладков Горе Развивать память, речь, творческие способности учащихся.

    41 17.11 К.Паустовский Заячьи лапы Развивать речь, воображение. умение работать с текстом, расширять кругозор учащихся.

    42 18.11 Р.Фраерман Девочка с камнем Развивать речь, память, мышление; умение работать с текстом; работать над выразительностью. 5. Организации помощи нуждающимся в городе.

    43 19.11 Ю.Ермолаев Иголка с ниткой Развивать речь, внимание; способствовать формированию нравственных качеств.

    44 20.11 Ю.Ермолаев Иголка с ниткой Развивать речь, память, мышление; умение работать с текстом; работать над выразительностью.

    45 24.11 Ю.Яковлев Полосатая палка Развивать речь, воображение. умение работать с текстом, расширять кругозор учащихся.

    46 25.11 А.Платонов Цветок на земле Развивать речь, воображение. умение работать с текстом, расширять кругозор учащихся.

    47 26.11 К.Паустовский Корзина с еловыми шишками Развивать речь, воображение, память; провести работу по содержанию текста.

    48 27.11 К.Паустовский Корзина с еловыми шишками Развивать речь, память, мышление; умение работать с текстом; работать над выразительностью.

    49 1.12 Н.Носов Огородники Продолжить работу по содержанию; развивать речь учащихся; учить передавать при чтении интонации. 6. Инсценировка отрывка произведения.

    50 2.12 Н.Носов Огородники Развивать речь, воображение. умение работать с текстом, расширять кругозор учащихся.

    51 3.12 Н.Носов Клякса Продолжить работу по содержанию; развивать речь учащихся; учить передавать при чтении интонации.

    52 4.12 Ю.Ермолаев Жарко

    М.Зощенко Елка Умение составлять текст-описание; работать над правильностью речи.

    53 8.12 О.Григорьев Две трубы

    С.Алексеев Капитан бомбардирской роты Развивать память, внимание, речь; обобщить знания по разделу.

    4 класс. Ольга Кубасова. Литературное чтение. Учебник в 4-х частях

    Ольга Кубасова: Литературное чтение. 4 класс. Учебник. В 4-х частях.

    Представленные в учебнике произведения помогут развить у детей литературный вкус и расширить их читательский кругозор.

    Система упражнений, вопросов и заданий к текстам позволит сформировать определённые образовательным стандартом читательские компетенции, развить творческие наклонности учащихся.

    Центральное место в учебнике занимают произведения, вопросы и задания, направленные на формирование мировоззрения детей, однако при этом продолжается систематическая работа над навыком чтения и универсальными учебными действиями учащихся.

    Учителям и родителям эта книга поможет превратить чтение в полезное и увлекательное занятие в школе и дома.

    Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

    КУПИТЬ УЧЕБНИК

    КУПИТЬ РАБОЧУЮ ТЕТРАДЬ

    СОДЕРЖАНИЕ

    «Что за прелесть это сказки. »

    Д. Джекобс «Рыба и кольцо».

    В.Берестов «Сказка»,

    К.Чуковский «Приключения белой мышки».

    А.Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон».

    Дж. Родари «Эти бедные привидения».

    «О подвигах, о доблестях, о славе» Былины.

    Былина – жанр литературы.

    Былина «Добрыня и змей» в обработке Ю.Круглова.

    «Болезнь и исцеление Ильи Муромца».

    «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

    «Уж сколько раз твердили миру…» Басни.

    Х.К.Андерсен «Эта басня сложена про тебя»,

    Эзоп «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор и его мать», «Лисица и козел».

    Басни И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука», «Мышь и крыса», «Две бочки».

    Л.Толстой «Лев и лисица»,

    С.Михалков «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе».

    О.Григорьев «Две трубы».

    С.Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придет».

    А.Чехов «Ванька».

    Г.Сенкевич «Янко-музыкант».

    Д. Мамин-Сибиряк «Вертел».

    Л.Кассиль «У классной доски».

    Книги о войне. В.Лидин «Завет».


     

    «Золотая колесница». Мифы Древней Греции

    Н.Кун «Олимп». «Орфей и Эвридика»,

    Н.Кун «Царство мрачного Аида». Книги с мифами Древней Греции. «Дедал и Икар»

    «В начале было слово, и слово было Бог». Библейские сказания.

    Библейские сказания «Семь дней творения», «Бог сотворил человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех», «Обещание Спасителя», «Изгнание из рая.» «Моисей»

    С.Лагерлёф «Святая ночь».

    С.Лагерлёф «В Назарете»,

    А.Мень «Милосердие Иисуса».

    «Мир — театр, люди – актеры…». Пьесы.

    Особенности пьесы. С.Маршак «Про козла».

    Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома».

    С.Козлов «Снежный цветок».

    «Мир волшебных звуков». Поэзия.

    Знакомство со статьей Я.Смоленского «Как читать стихи».

    А.С.Пушкин «Няне», «Птичка».

    А.С.Пушкин «Зимняя дорога»,

    М.Ю. Лермонтов «Горные вершины».

    М.Ю. Лермонтов «Утес».

    М.Ю.Лермонтов «Молитва».

    И.Суриков «Весна»,

    К.Бальмонт «Золотая рыбка».

    А.Блок «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз…»

    С.Есенин «С добрым утром!»,

    М.Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…»,

    В.Маяковский «Тучкины штучки».

    С.Маршак «Пожелания друзьям»,

    С.Черный «Зеленые стихи».

    Ю.Владимиров «Чудаки»,

    Д.Хармс «Очень страшная история».

    В.Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы».

    О.Высоцкая «Весенние рубашки»,

    Э.Мошковская «Песня».

    Ю.Мориц «Чтоб летали мы все и росли»,

    В.Высоцкий «Песня Кэррола».

    «Когда, зачем и почему?». Познавательная литература.

    Ю.Яковлев «О нашей Родине»,

    М.Пришвин «Моя Родина».

    И.Соколов-Микитов «Русский лес»,

    Ю.Дмитриев «Зеленое и желтое». «Крещение Руси».

    Каталог файлов

    к рабочей программе по литературному чтению

    Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.В. Кубасовой по курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (2010), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, с учетом стандарта начального образования по литературному чтению. Программа О.В. Кубасовой входит в УМК « Гармония». Тематическое планирование рассчитано на 102 учебных часа из расчета 3 часа в неделю.

    Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект по литературному чтению, рекомендованный Министерством образования РФ:

    — Кубасова О.В. Учебник по литературному чтению для 4 класса « Любимые страницы». 4 части — Смоленск: « Ассоциация 21 век», 2010.

    — О.В. Кубасова Рабочая тетрадь по литературному чтению для 4 класса.- Смоленск: « Ассоциация 21 век», 2012.

    — О.В. Кубасова Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы. 4 класс.- Смоленск: « Ассоциация 21 век»,2006.

    Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

    — развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству сова: совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

    — овладение основным, правильным и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

    — воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы, обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

    Задачи:

    1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу.

    2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности.

    З. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста.

    4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

    5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др.

    6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий.

    7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

    Круг чтения

    Учащиеся 4 класса читают произведения разных видов и жанров: сказки (народные и литературные), былины, басни, рассказы, мифы и библейские сказания, пьесы, стихотворения, познавательную литературу, повести.

    Основные разделы курса

    № п/п Содержание курса Количество часов

    1 Гимн Российской Федерации

    «Что за прелесть эти сказки. »

    2 «О доблести, о подвигах, о славе…» 5

    3 «Уж сколько раз твердили миру …» Басни 4

    4 «Оглянись вокруг». Рассказы 20

    5 «Золотая колесница» Мифы Древней Греции 4

    6 «В начале было слово, и слово было Бог». Библейские сказания» 8

    7 «Мир – театр, люди – актеры. » Пьесы 6

    8 Мир волшебных звуков. Поэзия 15

    9 Когда, зачем и почему? Познавательная литература 11

    10 «Самого главного глазами не увидишь» 7

    Читательские умения

    Дети должны уметь:

    – заинтересованно, осмысленно, правильно, выразительно читать минимум 90 слов в минуту (вслух), если позволяет характер текста; при чтении про себя — на 15–20 слов быстрее;

    – полноценно воспринимать и осмысливать доступные возрасту литературные произведения разных жанров;

    – составлять план и пользоваться им при пересказе;

    – делать краткий и другие виды пересказа;

    – работать с познавательной литературой: находить необходимую информацию, систематизировать и усваивать ее;

    – ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру, теме, собственным возрастным возможностям и интересам, опираясь при этом на весь комплекс

    внетекстового аппарата книги;

    – читать значительные по объему рассказы, сказки, повести;

    – пользоваться приемами заучивания стихотворений (с опорой на ключевые слова) и выразительного чтения.

    Проверка техники чтения проводится 1-2 раза в четверть.

    Литературоведческая пропедевтика

    Обучающиеся должны:

    – практически освоить особенности лирики, эпоса и драмы в сравнении: сказка — рассказ, басня — сказка, рассказ — повесть, сказка — сказочная повесть, рассказ — стихотворение, пьеса — рассказ, пьеса — сказка, былина — сказка, миф — сказка;

    – уметь элементарно классифицировать сказки;

    – иметь представления о различных разновидностях рассказов (о животных, о детях, философские, юмористические, исторические);

    – иметь представления о своеобразии лирики: пейзажной, юмористической, философской, романтической;


     

    – уметь отличить художественную литературу от познавательной на основе их практического сравнения;

    – знать некоторые приемы художественной композиции (без термина);

    – составить первоначальное представление о наиболее известных писателях (А. Пушкин, Л. Толстой, Х. К. Андерсен, И. Крылов, С. Маршак, К. Паустовский и др.) на основе знакомства с их творчеством.

    Развитие творческих способностей

    Дети должны:

    – освоить все используемые в начальной школе творческие виды интерпретации текста, уметь выбирать их в соответствии со спецификой произведения;

    – принимать участие в конкурсах чтецов;

    – создавать небольшие сочинения разных типов (повествование, описание, рассуждение) на основе читаемой литературы.

    Основные требования к знаниям, умениям и навыкам выпускника начальной школы

    Читательские умения

    К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

    – осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами минимум 90 слов в минуту, про себя — 110 слов в минуту;

    – прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия;

    – воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику;

    – воспринимать произведения в соответствии с их видо-жанровыми характеристиками;

    – характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом;

    – различать произведения художественной и познавательной литературы и овладеть разными способами их освоения;

    – воссоздавать образ писателя на основе его произведения;

    – выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста;

    – излагать личное мнение о литературном произведении;

    – составлять план и пересказ прочитанного текста (подробный, выборочный, краткий, творческий);

    – выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию;

    – организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением;

    – ориентироваться в детских книгах, используя для этого определенные программой элементы книг, а также средства библиографической помощи;

    – пользоваться школьным толковым словарем, справочной литературой и периодической печатью для детей.

    Литературоведческая пропедевтика

    К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

    – основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, народные и литературные сказки, рассказы, басни, былины, мифы, сказания, повести, пьесы, стихотворения, познавательные статьи и очерки);

    – основные средства языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение, звукопись, художественный повтор).

    Развитие творческих способностей

    К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

    – пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпоритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей

    его персонажей;

    – использовать дополнительные средства выразительности (пластика, мизансцена, реквизит) при инсценировании литературных произведений;

    – иллюстрировать литературное произведение в словесной, графической, музыкальной формах;

    – составлять творческий пересказ литературного произведения посредством изменения и дополнения текста, а также от другого лица;

    – создавать небольшие устные сочинения на основе литературных впечатлений.

    Календарно — тематическое планирование

    № п/п Наименование раздела программы Тема урока Кол-во часов Дата проведения

    план факт

    1 «Что за прелесть эти сказки. » (22ч) С. Михалков «Гимн Российской Федерации» 1 3.09

    2 И. Токмакова «В чудной стране»*. «Все у нас, слава Богу, хорошо!» (русская народная сказка) 1 4/09

    3 «Петр I и мужик» (русская народная сказка) 1 8.09

    4-5 «Петр и Петрушка» (русская народная сказка) 2 10,11/09

    6 «Марья и ведьмы» (русская народная сказка) 1 15.09

    7-8 «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка) 2 17,18/09

    9 Обобщающий урок по теме « Русские народные сказки» 1 22.09

    10 «Почему у месяца нет платья» (сербская сказка). С. Маршак « Отчего у месяца нет платья». 1 24.09

    11 Тема «Сказки народов мира». «Жизнь человека» (бразильская сказка) 1 25.09

    12-13 Г.Х. Андерсен «Русалочка». 2 29.09, 1.10

    14-15 А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 2 2.10, 6.10

    16 Д. Джекобс «Рыба и кольцо» 1 8.10

    17-18 В. Берестов «Сказка»*. К.Чуковский «Приключения белой Мышки» 2 9.10 13.10

    19-20 Астрид Линдгрен «крошка Нильс Карлсон» 2 15.10 16.10

    21 Дж. Родари «Эти бедные приведения» 1 20.10

    22 К. Драгунская «Лекарство от послушности» 1 22.10

    23-24 «О доблести, о подвигах, о славе..» (5ч) «Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева)

    « Добрыня и Змей»(отрывок из былинного сказа). 2 23.10 27.10

    25-26

    27 «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (пересказ А.Нечаева)

    Болезнь и исцеление Ильи Муромца» 2

    1 10.11 12.11 13.11

    28 «Уж сколько раз твердили миру. » Басни (4ч) Г.-Х. Андерсен «Эта басня сложена про тебя». Эзоп «Лисица и Козел», «Ворона и кувшин», «Мальчик –вор и его мать»

    1 17.11

    29 И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»*, «Мышь и Крыса», «Две Бочки» 1 19.11

    30 Л. Толстой «Лев и Лисица», С.Михалков «Просчитался», «Услужливый» 1 20.11

    31 С. Михалков «Заячье горе»*. И. Демьянов «Валерий и тетрадь» 1 24.11

    32 «Оглянись вокруг». Рассказы (20ч) М. Пришвин «Как я научился своих собак горох есть», «Глоток молока». Н. Сладков «В норе» 1 26.11

    33 К. Паустовский «Заячьи лапы» 1 27.11

    34 Р. Фраерман «Девочка с камнем» 1 1.12

    35-36 Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой» 2 3.12

    4.12

    38 А. Платонов «Цветок на земле» 1 10.12

    39-40 К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 2 11.12

    41 Н.Носов «Огородники» 1 17.12

    42 Н. Носов «Клякса» 1 18.12

    55 «Дедал и Икар» 1

    57 «В начале было слово, и слово было Бог». Библейские сказания (8ч)» Библейский сказания: «Семь дней творения», «Бог сотворил первого человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех. Обещание спасителя. Изгнание из рая»

    58-60 Моисей («Рождение Моисея». «Юность Моисея». «Моисей защищает мадиамских девушек») 3

    61 С. Лагерлеф «Святая ночь» 1

    62 С. Лагерлеф «В Назарете» 1

    63 А. Мень «Милосердие Иисуса». Обобщение по разделу 1

    64 «Мир – театр, люди – актеры. » Пьесы (6 ч) С. Маршак «Про козла» 1

    65 Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» 1

    66-67 Н. Носов «Два друга» 2

    68-69 С Козлов «Снежный цветок» 2

    70 Мир волшебных звуков. Поэзия. (15) В. Жуковский «Песня». 1

    71 А. Пушкин «Птичка»*, «Няне» 1

    72 А. Пушкин «Зимняя дорога». М. Лермонтов «Горные вершины»* 1

    73 М. Лермонтов «Утес» 1

    74 М. Лермонтов«Молитва» 1

    75 И. Суриков «Весна», К. Бальмонт «Золотая рыбка» 1

    76 А. Блок «На лугу», «Гроза прошла»* 1

    77 С. Есенин «С добрым утром!» * 1

    78 М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток»*. В. Маяковский «Тучкины штучки» 1

    79 Стихи русских поэтов. 1

    80 С. Маршак «Пожелания друзьям». С. Черный «Зеленые стихи». 1

    81 Ю. Владимиров «Чудаки»*. Д. Хармс «Очень страшная история». 1

    82 В. Хотомская «Два гнома» В. Хотомская «Три сестрицы». 1

    83 О. Высоцкая «Песня» 1

    84 Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли». В.Высоцкий «Песня Кэрролла» 1

    85 Когда, зачем и почему? Познавательная литература (11ч) Н. Кун «Олимп». «Царство мрачного Аида» 1

    86 Ю. Яковлев «О нашей Родине». М. Пришвин «Моя Родина» 1

    87 И. Соколов-Микитов «Русский лес». Ю. Дмитриев «Зеленое и желтое» 1

    «Крещение Руси»

    Н. Соловьев «Сергий Радонежский» 1

    89 В. Губарев «В открытом космосе». Л. Яхнин « Метро» 1

    90 М. Ильин, Е. Сегал «Что из чего», «Сто тысяч почему» 1

    91 Н. Надеждина «Лук – от семи недуг». М. Константиновский «Что такое электрической ток?» 1

    92 В. Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог» 1

    94 А. Дитрих, Г. Юрмин «Какая книжка самая интересная».

    К. Паустовский «Великий сказочник» Я. Смоленский «Как научится читать стихи». К. Паустовский «Сказки Пушкина». К. Чуковский «Признания старого сказочника» 1

    95 Я. Смоленский «Как научится читать стихи». К. Паустовский «Сказки Пушкина». К. Чуковский «Признания старого сказани-ка» 1

    96-102 «Самого главного глазами не увидишь» (7ч) Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (повесть-сказка) 7

    Звездочкой отмечены названия произведений для заучивания наизусть.

    Литература

    1.Кубасова О.В. Учебник по литературному чтению для 4 класса « Любимые страницы». 4 части- Смоленск: « Ассоциация 21 век», 2010.

    2. О.В. Кубасова Рабочая тетрадь по литературному чтению для 4 класса.- Смоленск: « Ассоциация 21 век», 2012.

    3. О.В. Кубасова Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы. 4 класс.- Смоленск: « Ассоциация 21 век»,2006.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *