Составьте конспект научно-педагогической работы ф.а.в. дистервега руководство к образованию немецки

Это интересно


 

Содержание

Педагогическое творчество Ф.В.А. Дистервега

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные работы

Научно-теоретический анализ проблемы становления творческой личности учителя, педагогическое творчество как ее ведущая характеристика. Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы. Отечественный опыт развития педагогического творчества.

курсовая работа [48,8 K], добавлена 17.11.2009

Конспект научно-педагогической работы Ф.А.В. Дистервега Руководство к образованию немецких учителей. Деятельность и роль педагога в России и на Западе в их историческом становлении. Высказывания педагогов Луначарского, Ушинского и Сухомлинского.

контрольная работа [121,1 K], добавлена 14.04.2012

Система работы К.Д. Ушинского. Педагогическое мастерство в понимании А.С. Макаренко. Особенности современной школы и ее влияние на формирование педагогического мастерства учителя. Типы профессиональных знаний. Роль женщины в воспитании и обучении детей.

курсовая работа [40,4 K], добавлена 28.04.2014

Понятие творческая деятельность педагога, определяемая параметрами творческого потенциала. Мобилизация креативных ресурсов личности. Характерные признаки творчества. Формы творческой деятельности учителя, особенности эмоционально-волевой сферы.

презентация [519,5 K], добавлена 25.02.2014

Анализ значения авторских школ второй половины XIX века в развитии российской системы образования. Общепедагогические взгляды и педагогическая деятельность Л.Н. Толстого и С.А. Рачинского. Ориентированность педагогического процесса на личность учащегося.

курсовая работа [36,4 K], добавлена 02.07.2011

Основные аспекты иноязычной культуры. Исследование процесса формирования личности учащегося при обучении иностранному языку и обоснование эффективности проведения различных форм классных часов для повышения мотивации учащихся школы к его изучению.

дипломная работа [104,4 K], добавлена 04.06.2013


 

Современные технологии обучения химии: мультимедийные программы, проблемное исследование, игра. Виды и формы контроля на уроках химии, дидактические и методические функции проверки знаний и умений учащихся; уровни контроля, педагогическое тестирование.

курсовая работа [78,2 K], добавлена 13.11.2011

Педагогическое взаимодействие, коммуникативная культура учителя. Диагностика уровня сформированности педагогического общения в педагогическом процессе школы. Методика исследования общего уровня общительности, самоконтроля и способности педагога к эмпатии.

дипломная работа [1,7 M], добавлена 10.06.2015

Биографии, древних, средневековых мыслителей и философов, психологов и педагогов эпохи возрождения, представителей классической философии. Их взгляды в области воспитания и основные труды, в которых они отражаются. Педагогические идеи Ушинского К.Д.

контрольная работа [35,0 K], добавлена 12.06.2012

Педагогическое взаимодействие педагогов ДУ с семьей воспитанников. Методы и формы работы дошкольных учреждений с родителями в период подготовки ребенка к школе. Системное психолого-педагогическое изучение детей в ходе оптимизации готовности к школе.

дипломная работа [150,1 K], добавлена 27.03.2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ 3
  • ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДОЛЬФА ДИСТЕРВЕГА 5
  • ВЗГЛЯДЫ Ф.В.А. ДИСТЕРВЕГА НА СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ, ЕГО ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ 8
  • ДИДАКТИКА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДИСТЕРВЕГА 11
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

ВВЕДЕНИЕ

Педагогику Адольфа Дистервега можно назвать гуманистической. Ведь смысл и значение жизни вообще и человеческой жизни в особенности, по Дистервегу, заключается в стремлении к лучшему и более совершенному состоянию, в распространении и утверждении царства истины, добра и красоты. Именно так он определял истинную цель воспитания.

В тесной связи с такими взглядами на жизнь стоят и взгляды Дистервега на задачи воспитания. В человеке дремлет дух того высшего целого, к которому он принадлежит. Если воспитанием этот дар превратить в живую силу, то в человеке проснется дух любви, дух Божий. Задача воспитания — развить все стороны человеческой природы, все силы, данные человеку, и поставить его на путь самостоятельного развития.

Немецкая философия ХIХ в. в лице И. Канта, Г. Гегеля, Й. Гербарта, А. Дистервега выдвинула и обосновала идею гуманистического образования личности и ее самосознания, предложила пути реформирования системы и школьного, и университетского образования. Ситуацию, сложившуюся в сфере образования и подготовки учителей, можно обозначить как ориентированную на идеалы гуманистической педагогики и психологии. В этом отношении состояние немецкой школы отражает ведущие тенденции развития мирового педагогического процесса.

Адольф Дистервег отвергал революционный путь изменения обществен-ных отношений, он возлагал надежды на мирное пре-образование общества и особенно на просвещение на-рода. Он защищал идею общечеловеческого воспита-ния. Задача школы, по его мнению, заключается в воспитании гуманных и сознательных граждан, а не «истинных пруссаков» Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — М. Учбедгиз, 1956. — 374 с.

Блестящий педагог-практик, Дистервег был автором св. 20 учебников и руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, популярной астрономии. Его «Руководство к математической географии» («Lehr-buch der mathematischen Geographic. », 1840) и «Эле-ментарная геометрия. » («Elementare Geometrie fiir Volksschulen und Anfanger iiberhaupt», 1860) были пе-реведены на русский язык, пользовались широкой извест-ностью. Из-под его пера вышли: «Спорные вопросы из области педагогики», «Письма о воспитании и обучении», «Педагогическое путешествие по Дании», «Педагогическая Германия», «Учебник космографии», «Методическое руководство к классному обучению счету» (в сотрудничестве с Гейзером), «Учебник к классному обучению счету», «Хрестоматия для обучения и чтения», «Практический курс немецкого языка». В 1835 был напечатан основной труд Д. «Руко-водство к образованию немецких учителей».

Тема нашего реферата «Педагогическое творчество Ф.В.А. Дистервега». Основными задачами нашей работы были: проследить жизненный, педагогический и творческий путь этого великого немецкого педагога, рассмотреть его взгляды на сущность и основные положения педагогики, заключённые в его педагогическом творчестве, изучить его основные педагогические труды и рассмотреть заключённые в них основные педагогические идеи.

Работа содержит в себе три параграфа: «Жизненный путь и общественно-педагогическая деятельность Адольфа Дистервега», «Взгляды Дистервега на сущность воспитания, его цели и принципы», «Дидактика развивающего обучения Дистервега».

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДОЛЬФА ДИСТЕРВЕГА

Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790-1866) родился в небол ьшом промышленном городе Зинген в Вестфалии. В средней школе, по признанию самого Дистервега, он приобрёл на всю жизнь отвращение к догматическому обучению. В 1808 г. Дистервег поступил в Герборнский университет, где изучал математику, философию и историю. Позднее он перевёлся в университет в Тюбингене, где закончил курс в 1811 г. и позднее получил степень доктора богословия. Однако духовная карьера не привлекала его, тем более что в нем выработались, при всей религиозности, довольно свободные мнения относительно некоторых догматических вопросов.

В студенческие годы Дистервег познакомился с педагогическими идеями Руссо и Песталоцци, последователем идей которого стал. Решающее влияние на формирование его прогрессивных педагогических убеждений оказали годы деятельности в образцовой школе города Франкфурта-на-Майне, в которой работали ученики и последователи Песталоцци. Дистервег стал горячим поклонником передовых педагогических убеждений швейцарского педагога. Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег решил посвятить себя делу образования народа и длительное время возглавлял учительские семинарии — в Мёрсе, в Берлине. В семинариях он преподавал педагогику, математику и немецкий язык, и одновременно являлся учителем опытных начальных школ при этих семинариях. О тех чувствах, которые наполняли его в то время, можно судить по заметке, найденной в его посмертных бумагах и относящейся ко второму году директорства: «Я учитель,— пишет он,— учитель всей душой и рад, что могу образовать учителей же. Удастся мне сделать что-либо из семинаристов (хоть и не в смысле чего угодно), мне нечего заботиться о том, что они станут делать в жизни. Что человек делает, зависит от того, что он есть. Из кого ничего не вышло, по собственной ли вине, в силу ли обстоятельств, тот многого никогда не сделает. Но невозможно, чтобы тот, кто делен, искусен, ловок, мыслящий, чувствующий человек, словом тот, кто есть что-либо, не сделал ничего или сделал только бесполезное, сомнительное, дурное» Штуцер И. Памяти Дистервега // Записки учителя. — 1883. — № 5. -http://www.teacher.fio.ru/news .

В 1832 году Дистервег получает должность директора Берлинской «семинарии для городских школ». Пятнадцать лет он с честью работал на новом месте. Со всех концов Германии, из других земель, Венгрии, даже России, стекались сюда ученики, чтобы увидеть знаменитого педагога среди дела, научиться у него трудному искусству воспитания и обучения и вдохновиться его горячей верой в великое значение учительской деятельности.

В 1832 — 41 Дистервег создал в Берлине 4 учительских общества, а в 1848 был избран председа-телем «Всеобщего немецкого учительского союза». В июле 1848 Дистервег вместе с депутатами «левой» фракции прусского национального собрания подписал «Записку 23», авторы которой вы-ступали против конфессиональной школы и требовали единой народной школы для «всех детей нации без различия состояний и будущего призвания». Дистервег, хотя и призна-вал религию в духе рационалистического христианства, в сво-их статьях протестовал против опеки церкви над шко-лой и критиковал церковные догматы, называя их «ре-лигиозным абсолютизмом» там же.

С 1827 г. до своей смерти Дистервег издавал «Рейнские листки для воспитания и обучения». В этом журнале он поместил свыше четырёхсот статей по самым разнообразным педагогическим вопросам. Дистервег был сторонником коренного улучшения подготовки учителей начальных школ. Очень много он сделал для профессионального объединения немецких учителей.

В 1847 г. в связи с политическими событиями в Пруссии Дистервег был уволен с должности директора Берлинской семинарии, а в 1850 г. после разгрома революции 1848 г. он был вынужден уйти в отставку. Однако Дистервег продолжал оставаться руководителем немецких учителей, которые сначала избрали его председателем Всегерманского учительского союза, а затем своим председателем в прусскую палату депутатов. Ещё при своей жизни он заслужил почётное звание «учитель немецких учителей».

С 1851 г. А. Дистервег наряду с «Рейнскими листками» выпускал ещё и «Педагогические ежегодники». Особенно усиленно он начал действовать после выхода в 1854 г. т.н. «прусских релятивов», которые представляли собой реакционные школьные законы. Релятивы сильно сокращали объём знаний не только учащихся начальной школы, но и сокращали подготовку учителей в учительских семинариях, снижая тем самым качество их образования.

Свою педагогическую деятельность Дистервег с методической и литературной работой. Блестящий педагог-практик, Дистервег был автором свыше 20 учебников и руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии. Его «Руководство к математической географии» (1840; русский перевод 1844 г.) и «Элементарная геометрия…» (1860; русский перевод 1870, 1876 гг.) пользовались широкой известностью и были распространёнными учебными пособиями в народных школах Германии.

В 1835 г. Адольф Дистервег издал работу «Руководство к образованию немецких учителей», в которой изложил свои прогрессивные взгляды на общие задачи и принципы обучения. Первая часть его посвящена общим вопросам педагогики и дидактики, вторая (написанная в соавторстве с др. учителями) — главным образом преподаванию отдельных предметов. Этот труд переводился на русский язык в 1913 г. (сокращённое издание) и 1956 г. (расширенное) под названием «Руководство для нем. учителей».


 

ВЗГЛЯДЫ Ф.В.А. ДИСТЕРВЕГА НА СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ, ЕГО ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ

Свои педагогические воззрения Ф.В.А. Дистервег изложил в педагогических сочинениях. «Разумное воспитание, по мнению Ф.В.А. Дистервега, должно строиться с учётом трёх принципов: природосообразности (учёт возрастных и индивидуальных особенностей физического и психического развития ребёнка), культуросообразности (учёт условий, в которых ребёнок живёт, национальной культуры), самодеятельности (стремление развивать детскую активность)» Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. — Мн. «Вышэйшая школа», 1971. — С. 220. Остановимся более подробно на основополагающих принципах воспитания, выдвинутых и обоснованных этим великим педагогом.

Природосообразность в трактовке Дистервега — это следование за процессом естественного развития человека, это учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьника: «Обучение должно быть согласовано с человеческой природой и законами её развития. Это главный и высший закон всего обучения» Там же. — С. 222. — говорил Дистервег. Для этого, по его мнению «… для воспитателя самое главное — узнать природу человека вообще и в частности, чтобы верно служить её свойствам, особенностям и стремлениям. … Всякое искусство может достигнуть чего-либо лишь при содействии природы; оно не достигает ничего, идя против её» Там же. — С. 223. Говоря об особенностях ребёнка, Дистервег отмечал, что природа ребёнка правдива, «она не создаёт в ребёнке отравляющего жизнь недоверия, это результат искажённых влияний».

В процессе воспитания и обучения также одним из важнейших принципов Дистервег отмечал принцип культуросообразности. «…в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика» Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. — Мн. «Вышэйшая школа», 1971. — С. 245. По словам Дистервега, принцип культуросообразности подчиняется принципу природосообразности, что значит — поступать наперекор природе всегда недопустимо. Раскрывая этот момент Дистервег говорил: «Что противоречит природе — невыгодно, хотя бы и было весьма культуросообразно. Чем больше культуросообразное согласуется с природосообразным, тем благороднее, лучше и проще складывается жизнь» Там же. — С. 246. В связи с этим, в практической учительской деятельности он рекомендовал не участвовать ни в чём, что требуется культурой времени или её господствующим духом, но противоречит природе; стремиться необходимо к гармоническому сочетанию культуры с природой. При обосновании этого принципа, по мнению исследователей, он отошёл от его индивидуалистической трактовки и «подчеркнул необходимость установления тесной связи между воспитанием и жизнью общества» Константинов Н.А. и др. История педагогики. — М. Просвещение, 1974. — С. 93.

Принцип самодеятельности. Под самодеятельностью Дистервег понимал активность, инициативу, и считал это важнейшей чертой личности. «Быть человеком,— по его словам,— значит быть само-деятельным в стремлении к разумным целям…..Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение. Поэтому самодеятельность — средство и одновременно результат образования…» В развитии детской самодеятельности он видел и конечную цель, и непременное условие всякого обра-зования: «Пробуждение самодеятельнос-ти как в ученике, так и в учителе я считаю высшим достижением его формального развития и вос-питания» Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. — Мн. «Вышэйшая школа», 1971. — С. 229.

Положение Дистервега о том, что «. ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усво-ить и переработать», актуально и в на-ши дни. Этот принцип можно выделить, как самый важный: «Конечная цель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредством самодеятельности». Ум, воля, память, мышление, наблюдательность, свой-ственные всем людям, развиваются в процессе самодеятельности, о раз-витии которой у своих учеников учитель и должен заботиться.

Воспитание, по существу, заканчивается тогда, когда человек начи-нает проявлять желание и чувствовать в себе силу продолжать всю жизнь работу по самообразованию, когда он начинает видеть пути и методы этого самообразования. Задачу учителя Дистервег ограничи-вал заботой о развитии природных способностей. Кто же впоследствии выйдет из ученика — математик, техник или музыкант, — это уже дело не учителя.

Самодеятельность в понимании Дистервега равнозначна свободному, самостоятельному познанию. В противовес догматизму и авторитаризму феодальной педагогики он защищал право каждого человека на разви-тие самостоятельного мышления. По его мнению, самостоятельность мы-шления должна вести к сознательной деятельности в жизни.

В «Руководстве к образованию немецких учителей» писал, что ученик «… всего должен достигнуть сам. Чего он сам не приобретёт и не выработает в себе, тем он не станет и того он не будет иметь» Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. — Мн. «Вышэйшая школа», 1971. — С. 229. В связи с этим высшая задача воспитателя, по мнению Дистервега, «… состоит в стимулировании воспитанника к выражению собственного “я”».

ДИДАКТИКА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДИСТЕРВЕГА

Дистервег создал дидактику развивающего обучения. основные требования которой он изложил в 33 законах и правилах обучения. Он прежде всего наставал на том, чтобы обучать природосообразно, в соответствии с особенностями детского восприятия и развития. Он говорил о том, что от примеров необходимо идти к правилам, от предметов и конкретных представлений о них — к обозначающим их словам. Придавая большое значение ознакомлению детей с предметами, непосредственно доступными органам чувств, Дистервег в то же время подчёркивал необходимость продумывания и осознания ребёнком всего чувственно воспринимаемого материала. Так, наглядное обучение связано у него с правилами «от близкому к далёкому», «от простого к сложному», «от более лёгкого к более трудному» и др. Перечислим основные правила развивающего обучения, сформулированные А. Дистервегом Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — М. Учбедгиз, 1956. — 374 с.

I. Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту .

1. Обучай природосообразно,

2. Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека

3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно!

4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно.

5. Обучай наглядно.

6. Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному.

7. Веди обучение не научным, а элементарным способом.

8. Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную; возбуждай ум ученика посредством одного и того же предмета, по возможности разносторонне, и именно: связывай знание с умением и заставляй его упражняться до тех пор, пока выученное не сделается достоянием подсознательного течения его мыслей.

9. Никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить.

10. Заботиться о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили.

11. Не муштровать, не воспитывать и образовывать для данного случая, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования.

12. Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой.

13. Считайся с индивидуальностью твоих учеников.

II. Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта .

1. Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития и законами развития ученика.

2. Задерживайся, главным образом, на изучении основ.

3. При обосновании производных положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних.

4. Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части.

5. Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допускай существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере.

6. Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы (где только возможно) на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.

7. Связывай родственные по содержанию предметы.

8. Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот.

9. Считайся при выборе метода обучения с природой предмета.


 

10. Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне.

11. Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета.

12. Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки.

III. Правила обучения в соответствии с внешними условиями, врем е нем, м е стом, положением и т.д.

1. Проходи со своими учениками предметы скорее последовательно, чем одновременно.

3. Обучай культуросообразно.

IV. Правила обучения, касающиеся учителя .

1. Старайся сделать обучение увлекательным (интересным).

2. Обучай энергично.

3. Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал. Следи всегда за хорошим выговором, отчетливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи.

4. Никогда не останавливайся.

Всякое обучение, по мысли Дистервега, необходимо начинать исходя из уровня развития ученика и следовать последовательно и непрерывно. Принцип непрерывности в процессе образования является одним из основополагающих. Под непрерывным обучением он понимает такое обучение, «… которое делает ученика способным преодолевать каждую ступень с той степенью самостоятельности, какую допускает его возраст и природа предмета, так, чтобы были достигнуты общие цели обучения: развитие самодеятельности и полное знание предмета» Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. — Мн. «Вышэйшая школа», 1971. — С. 223.

Дидактика развивающего обучения Дистервега построена на принципе самостоятельности учащегося. Утверждая, что основной задачей обучения является развитие умственных сил и способностей ребёнка, Дистервег поднял роль формального обучения, но при этом связал его с реальными знаниями и материальным образованием. Среди учебных предметов Дистервег особо высоко ценил природоведческие и математические дисциплины как одно из средств интеллектуального развития детей, придавал большое значение отечественной истории и географии, языку и литературе.

Большое значение Дистервег в процессе обучения придавал принципу наглядности «Развитие человеческого ума начинается с чувственного восприятия внешнего мира. Оно выражается в ощущениях, которые связываются в наглядные представления, а последние возводятся разумом в общие представления или понятия. Поэтому понятия должны основываться на представлениях, представления — на ощущениях. Иначе они окажутся лишёнными содержания, пустыми, а обозначающие их слова — пустословием» Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. — Мн. «Вышэйшая школа», 1971. — С. 226. Опора на этот принцип в обучении требует исходить из чувственно воспринимаемого и переходить от него к понятиям, от единичного к общему, от конкретного к абстрактному. Дистервег писал: «… для учителя, которому … дорого умственное развитие учеников, не существует более высокой задачи, чем самому основать все свои понятия на наглядных представлениях с тем, чтобы сделаться способным преподавать наглядно» Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. — Мн. «Вышэйшая школа», 1971. — С. 227.

В развитии умственных сил, логи-ческого мышления Дистервег прида-вал большое значение приучению учащихся к логически последова-тельной речи. Важно, чтобы они умели последовательно изложить ход мыслей, обосновать основные поло-жения. Учитель должен наблюдать за ясностью их изложения и логич-ностью его построения, за отчетли-востью их дикции. Нужно дать им больше возможностей упражняться в такой речи, приучать к ней (это гораздо труднее, чем говорить само-му учителю). Вредная привычка, по его мнению, — превращать уроки в лекции, за-ставлять учащихся больше слушать, чем говорить.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ф.В.А. Дистервег является одним из известных немецких педагогов XIX века. Он сосредоточил свои усилия на исследованиях в сфере народной массовой школы. Достоинство Дистервега, в первую очередь, заключено в блестящей интерпретации и популяризации идей Руссо, Песталоцци, Немецкого просвещения и немецкой классической философии.

Основной педагогический труд Дистервега — это «Руководство к образованию немецких учителей». В нём он сформулировал взаимосвязанные принципы обучения и воспитания — природосообразности, культуросообразности и самостоятельности. Во главу угла в воспитании Дистервег ставил развивающее обучение. В воспитании и обучении он предлагал следовать природе, персональным свойствам ребёнка. Принцип культуросообразности в его интерпретации означал организацию учебно-воспитательного процесса с учётом определённой внешней, внутренней и общественной культуры.

Как дидакт, Дистервег особенно настаивал на расширении естественнонаучного образования. В обучении он отдавал предпочтение индуктивному методу (элементарный метод в его терминологии). полезными для школы оказались и его дидактические правила — ясность, чёткость, последовательность, наглядность, самостоятельность учащегося.

В Германии Дистервег пользуется признанием со стороны официальной педагоги-ки. Во всём мире передовые педагогические взгляды Дистервега получили вы-сокую оценку, в Германии учреждена медаль его имени, которой награждаются заслуженные учителя, издаётся полное собрание сочинений Дистервега. Педагогика ценит Дистервега как прогрессивного обще-ственного деятеля, видного теоретика и практика педагогики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Давыдов В.В. Труды Дистервега и современная педагогика // Педагогика. — 1992. — № 1- 2.

2. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. — М. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 400 с.

3. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — М. Учбедгиз, 1956. — 374 с.

4. Константинов Н.А. и др. История педагогики. — М. Просвещение, 1974. — 447 с.

5. Пискунов А.И. Дидактические взгляды А. Дистервега // Советская педагогика. — 1956. — № 1. — с. 63-70.

6. Ротенберг В.А. Дистервег об учителе // Советская педагогика. — 1940. — № 10.

7. Фрумов С.А. Педагогическая деятельность Дистервега // Советская педагогика. — 1951. — № 7. — с. 79-85.

8. Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. — Мн. «Вышэйшая школа», 1971. — 608 с.

Педагогическая деятельность и взгляды Адольфа Дистервега

Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева, История педагогики

Просвещение, Москва, 1982 г.

Общественно-педагогическая деятельность Адольфа Дистервега. Выдающийся немецкий педагог Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790—1866) является прогрессивным представителем германской буржуазно-демократической педагогики середины XIX века.

Он родился в небольшом промышленном городе Зиген в Вестфалии в семье чиновника-юриста. В 1808 году он поступил в Герборнский университет, где изучал математику, философию и историю, а затем перевелся в Тюбингенский университет, где закончил курс в 1811 году и позднее получил степень доктора философии.

В студенческие годы Дистервег познакомился с педагогическими идеями Руссо и Песталоцци. Решающее влияние на формирование его прогрессивных педагогических убеждений оказали годы деятельности (1813—1818) в образцовой школе города Франкфурта-на-Майне, в которой работали ученики и последователи Песталоцци. В отличие от Гербарта, оставшегося, как уже отмечалось, равнодушным к демократическим воззрениям Песталоцци, Дистервег сделался горячим приверженцем передовых социально-педагогических убеждений швейцарского педагога. Он решил посвятить себя делу образования народа и длительное время возглавлял учительские семинарии: сначала в Мерсе на Рейне, а затем в Берлине, которые сумел сделать образцовыми. Он преподавал в семинариях педагогику, математику и немецкий язык и одновременно являлся учителем опытных начальных школ при этих семинариях. Плодотворную педагогическую деятельность Дистервег успешно совмещал с большой литературной и методической работой. Он издал «Руководство к образованию немецких учителей» (1835), в котором изложил свои прогрессивные взгляды на общие задачи и принципы обучения, а также свыше двадцати учебников и руководств по математике, немецкому языку, географии, астрономии, пользовавшихся большой популярностью в Германии и других странах.


 

В России произведения Дистервега были хорошо известны еще при жизни автора. Так, в 1862 году была издана на русском языке его «Элементарная геометрия», нашедшая признание среди передовых педагогов.

С 1827 года вплоть до своей смерти Дистервег издавал «Рейнские листки для воспитания и обучения». В этом журнале он поместил свыше четырехсот статей по самым разнообразным педагогическим вопросам. Дистервег был поборником коренного улучшения дела подготовки учителей начальных школ. Он очень много сделал для профессионального объединения немецких народных учителей.

Дистервег горячо протестовал против господствовавшего в Германии еще с XVI века конфессионального (вероисповедного) обучения, при котором дети католиков и лютеран учились в отдельных школах. Он настаивал на прекращении опеки церкви над школой и осуществлении контроля над ней не священником, а специалистом-педагогом. Своими смелыми выступлениями Дистервег навлек на себя сильное недовольство правительства и реакционных кругов общества, возмущение духовенства.

В 1847 году, когда реакционное правительство Пруссии усиленно стремилось предотвратить назревавшую буржуазную революцию, Дистервег был уволен с должности директора Берлинской семинарии, а в 1850 году, после разгрома революции 1848 года, он вынужден был уйти в отставку. Но реакции все же не удалось расправиться с прогрессивным педагогом. Дистервег продолжал оставаться руководителем немецких народных учителей, которые избрали его сначала председателем Всегерманского учительского союза, а затем своим представителем в прусскую палату депутатов. Еще при своей жизни он заслужил почетное звание «учитель немецких учителей».

С 1851 года Дистервег наряду с «Рейнскими листками» выпускал еще «Педагогические ежегодники», смело обличая в этих изданиях силы реакции. Особенно энергично действовал он после выхода в 1854 году пресловутых прусских регулятивов. Это были реакционные школьные законы, посредством которых правительство стремилось прекратить проявление свободомыслия и всецело подчинить ее влиянию церкви. Регулятивы сильно сокращали объем знаний учащихся начальной школы и выдвигали на первое место закон божий с большим количеством материала для заучивания наизусть. Они сократили и объем знаний, даваемых учительскими семинариями, снизили уровень научной подготовки учителей народной школы.

Выступления Дистервега и общественности заставили правительство издать в 1859 году циркуляр, значительно ослаблявший силу регулятивов. Прогрессивную общественно-педагогическую деятельность Дистервег вел до последних дней своей жизни. Он скончался в 1866 году, заболев холерой.

Сущность воспитания, его цели и основные принципы. Дистервег выступил с защитой идеи общечеловеческого воспитания, исходя из которой он боролся против сословного и шовинистического подхода к решению педагогических проблем. Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан, а не «истинных пруссаков». Любовь к человечеству и своему народу должна развиваться у людей в теснейшем единстве. «Человек — мое имя, немец — мое прозвище», — говорил Дистервег.

Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал вслед за Песталоцци природосообразность. Природосообразность воспитания в его трактовке — это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления; он видел в психологии «основу науки о воспитании». Большой заслугой Дистервега является его отношение к педагогическому опыту как источнику развития педагогики. Он указывал на необходимость изучения массовой практики воспитания детей и работы мастеров педагогического труда.

В дополнение к принципу природосообразности Дистервег выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Он писал, что «при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова. ». Но идеалистическая трактовка природы человека и самого хода исторического развития помешала Дистервегу прийти к полному пониманию социальной сущности воспитания. Но важно, что он отошел от индивидуалистической трактовки принципа природосообразности, свойственной Руссо, и подчеркнул необходимость установления тесной связи между воспитанием и духовной жизнью общества.

Одним из основных требований, которые современная действительность выдвигает перед воспитанием, должно быть, по мнению Дистервега, развитие в детях самодеятельности. Но у подрастающего человека оно приобретает положительное значение лишь в том случае, если будет направлено на достижение определенной цели, которая составляет объективную сторону воспитания.

Высшую цель воспитания Дистервег определял как «самодеятельность на служении истине, красоте и добру». При всей неопределенности этой формулировки в ней содержатся прогрессивные идеи. Дистервег возбуждал в учительстве стремление вести воспитанников к прогрессивным идеалам. В отличие от Гербарта он считал, что истина, добро и красота являются исторически меняющимися понятиями. «Истина, по словам Дистервега, находится в вечном движении вместе с человеческим родом. Ничто не постоянно, кроме перемены».

Умственное образование. Как и Песталоцци, Дистервег полагал, что главной задачей обучения является развитие умственных сил и способностей детей. Но он сделал значительный шаг вперед по сравнению с Песталоцци, указав, что формальное образование неразрывно связано с материальным. Дистервег подчеркивал, что чисто формального образования вообще не существует, ценность имеют только те знания и навыки, которые приобретены учеником самостоятельным путем. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. Каждый учебный предмет наряду с его образовательной ценностью имеет еще и нравственное значение.

Большое место отводил Дистервег в образовании детей отечественной истории и географии, родному языку и литературе. Особенно высоко ценил он естественные и математические науки, в которых видел важное средство интеллектуального развития детей, и считал, что эти науки должны преподаваться во всех типах общеобразовательной школы. При этом он настаивал, чтобы естествознание и математика в должной мере вооружали учащихся необходимыми знаниями, готовили их к практической деятельности.

В начальной школе, по мнению Дистервега, необходимо уделять основное внимание привитию навыков, развитию умственных сил и способностей и умению самостоятельно работать над усвоением учебного материала. Учитель должен обратить особое внимание на развитие всех органов чувств детей путем наглядного обучения. В средней школе «постепенно выдвигается вперед и материальная цель» — вооружение учащихся разносторонними и глубокими научными знаниями.

Дистервег требовал расширить учебный план начальной школы, включив в него естествознание, начатки физики, практической геометрии, географии. Он был горячим защитником реального образования в средней школе и осуждал современные ему классические гимназии.

Дистервег создал дидактику развивающего обучения, ее основные требования он изложил в виде 33 законов и правил обучения. Он прежде всего настаивал на том, чтобы обучать природосообразно, в соответствии с особенностями детского восприятия. От примеров надо идти к правилам, от предметов и конкретных представлений о них — к обозначающим их словам. Придавая такое большое значение ознакомлению детей с предметами, непосредственно доступными их органам чувств, Дистервег в то же время подчеркивает необходимость продумывания и осознания ребенком всего чувственно воспринимаемого им материала. Наглядное обучение у него связано с правилами «от близкого к далекому», «от простого к сложному», «от более легкого к более трудному», «от известного к неизвестному». Эти правила, которые в свое время еще были сформулированы Коменским, Дистервег подвергает дальнейшей разработке, справедливо предостерегая педагога от их формального применения.

Большое значение Дистервег придает сознательному усвоению изучаемого материала. Одним из показателей такого усвоения является способность учащихся ясно и четко изложить сущность дела.

Много внимания Дистервег уделяет закреплению материала. Он выдвигает правило: «Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили» — и советует возвращаться к пройденному так часто, чтобы оно не могло изгладиться в памяти. «Не торопись при изучении основ» — гласит одно из его правил.

Успешное обучение, по справедливому утверждению Дистервега, всегда носит воспитывающий характер. Оно не только развивает умственные силы ребенка, но и формирует всю его личность: его волю, чувства, поведение.

Эффективность того или иного метода обучения определяется, по Дистервегу, тем, насколько он содействует возбуждению умственных сил учащихся. «Всякий метод плох, — заявляет он, — если приучает учащегося к простой восприимчивости или пассивности, и хорош, если возбуждает в нем самодеятельность». Для начального обучения он рекомендует «элементарный», или развивающий, метод, который возбуждает умственные силы учащихся, дает им возможность «искать, взвешивать, рассуждать и, наконец, находить». По мнению Дистервега, «плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить».

Требования к учителю. Развитие детской самодеятельности в процессе обучения, вооружение учащихся знаниями Дистервег мыслит лишь при руководящей роли учителя. Как и Коменский, он придает большое значение в обучении четко разработанному учебному плану и хорошему учебнику, но в отличие от чешского педагога он подчеркивает, что в конечном счете успех обучения определяется учителем, а не учебником или методом.

Хороший учитель должен в совершенстве владеть своим предметом и любить свою профессию и детей. Надо, чтобы на уроке царила атмосфера бодрости, чтобы энергичное преподавание будило умственные силы учащихся, укрепляло их волю, формировало их характер. Учащиеся все время должны чувствовать, что они двигаются вперед. Хороший учитель, указывает Дистервег, твердо и неуклонно проводит свои воспитательные принципы, никогда не отступает от них. Учитель постоянно работает над собой. Только при этих условиях он выработает в детях упорство в овладении знаниями и разовьет в них умение преодолевать встречающиеся на их пути трудности. Он говорит о воспитательном значении сильной воли учителя, который должен иметь твердый характер. Строгий и требовательный учитель должен быть в то же время и справедливым, только тогда он может завоевать авторитет со стороны своих учеников. Он должен быть гражданином, иметь прогрессивные убеждения и гражданское мужество.

Огромное значение Дистервег придавал систематической работе учителя над собой. Обращаясь к учителю, он пишет: «Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием. » Он давал учителям ряд ценных советов в отношении их самообразования, рекомендовал им в первую очередь приниматься за труды, связанные с их учебным предметом, и в то же время указывал, что учителю надо знать историю, литературу, а также все время следить за вновь выходящими работами по педагогике, психологии и методике. Он придавал большое значение вооружению учителей практическими педагогическими умениями и навыками.

Дидактика развивающего обучения Дистервега и его учебники оказали большое влияние на дальнейшее развитие начальной школы. Его прогрессивные идеи получили широкое распространение, в частности и в России в середине XIX века. Однако в самой Германии педагог-демократ Дистервег не был признан в официальных кругах.

Дистервег пользуется заслуженным признанием в Германской Демократической Республике. Правительством учреждена медаль его имени, которой награждаются лучшие учителя и деятели народного образования; в ГДР впервые издано полное собрание его сочинений.

Популярные статьи сайта из раздела «Еда и здоровье»

Можно ли похудеть с помощью зеленого кофе?

Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем такого особенного и почему зеленый кофе стал средством номер один для похудения? Читать далее.

Способствует ли пищевая сода избавлению от жира?

Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами! Чудо-диеты и волшебные обертывания, травяные настои и экзотические продукты. Но чего не сделаешь ради красоты? В фаворе сегодня пищевая сода. Можно ли похудеть с ее помощью? Читать далее.

Можно ли сбросить лишний вес с помощью имбиря?

Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас и экстракт ананаса. После него панацеей объявили зеленый чай. Теперь же пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с помощью имбиря или это разбитые надежды худеющих? Читать далее.

Как не поправиться зимой: секреты идеального веса

Летом худеть очень легко, ведь радужное солнышко манит на прогулку, хочется плескаться в водичке и кушать только спелые овощи и фрукты с приусадебного участка. Зимой же ситуация обстоит совершенно в ином направлении: дабы скомпенсировать нехватку дневного света и тепла желудок бастует и требует пищи, да побольше, попитательнее. Читать далее.

Популярные статьи сайта из раздела «Сонник»

Почему нам снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а напротив часто являются вещими снами. В целом ряде сонников разным родственникам отводятся различные роли. Читать далее.

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что сон был вещим. Читать далее.

Если приснился плохой сон.

Если приснился плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы долгое время. Часто человека пугает даже не столько содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим не напрасно. Читать далее.

Материал по теме:

Основные правила развивающего обучения, сформулированные А. Дистервегом:

Скачать:

Новокузнецк 2011

Выдающийся немецкий педагог Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790—1866) является прогрессивным представителем германской буржуазно-демократической педагогики середины XIX века.

Педагогику Адольфа Дистервега можно назвать гуманистической, гуманной, Человечной с большой буквы этого слова. Ведь смысл и значение жизни вообще и человеческой жизни в особенности, по Дистервегу, заключается в стремлении к лучшему и более совершенному состоянию, в распространении и утверждении царства истины, добра и красоты. Именно так он определял истинную цель воспитания.

Высказав мысль о ведущей роли обучения в процессе воспитания подрастающего поколения, Дистервег пытался найти основные принципы воспитывающего обучения, которыми должен руководствоваться в своей деятельности каждый учитель.

Дистервег ставил во главу угла развивающе-воспитательное и образовательное обучение. Он предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка. «Развитие — всеобщий признак, основной закон жизни, как вообще свободное развитие — лозунг нашего времени. Всякая тварь, человек, народ, могущие развиваться без помехи — счастливы, свободны. По мере сил содействовать всеобщему развитию — вот обязанность каждого отдельного человека» — говорит Дистервег. Также он подчёркивал, что, только зная психологию и физиологию, педагог может обеспечить гармоничное развитие детей.  Как и Песталоцци, Дистервег полагал, что человек обладает врождёнными задатками, которым свойственно стремление к развитию. Задача воспитания — возбудить задатки, чтобы они могли самодеятельно развиваться.  Он полагал, что школьное обучение должно опираться на естественные силы, заключенные в ребенке. Каждый человек от рождения обладает суммой определенных способностей, которые при правильно организованном воспитании развиваются, а при неумелом — могут заглохнуть. Чтобы способности ребенка не заглохли, учитель должен постоянно заботиться об их развитии, предоставляя детям возможность применять свои силы, знания и умения на практике.

Требование Дистервега относительно учета индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания и обучения тесно связано с требованием одновременного изучения этого процесса. В работе «Принцип современной педагогики» он писал: «Ничто не совершается против природы вещей, то же самое в мире детей. Поэтому современная педагогика старается понять законы естественного развития ребенка, чтобы помогать этому развитию с самого начала, пусть даже эта помощь будет состоять только в устранении препятствий. Так как природа вещей не может быть выдумана из головы, может быть понята только эмпирическим, а не спекулятивным путем, то стремящаяся к разумности педагогика обращается к опыту и наблюдению, к людям, которые показали себя в этом деле мастерами».

Одна из важнейших заслуг Дистервега в том, что он создал дидактику развивающего обучения, сформулированную в законах и правилах. В его книге “Руководство к образованию немецких учителей”, вышедшей в 1835 г. приводится обобщающая система дидактических правил, направленных на обеспечение наглядности и доступности материала обучения, сознательности усвоения знаний, заинтересованности и личной активности учащихся в процессе обучения.

С именем Ф.А. Дистервега связывают создание основ развивающего обучения. Хорошим, по мысли педагога, можно считать только такое обучение, которое стимулирует задатки и самодеятельность человека, развивает его умственно, нравственно, физически. Соблюдение этого принципа обеспечивает развивающий характер обучения. Самодеятельность Дистервег понимал как активность, инициативу и считал ее важнейшей чертой личности. В развитии детской самодеятельности он видел и конечную цель, и непременное условие всякого образования, определял ценность отдельных учебных предметов исходя из того, насколько они стимулируют умственную активность учащихся. Педагог считал, что успешное обучение носит воспитывающий характер.

Большой заслугой Дистервега является разработка им идеи развивающего обучения, которые изложил в 33 дидактических правилах. Знание и применение этих дидактических правил должно было, по мнению Дистервега, помочь учителю успешно осуществлять процесс обучения, хорошо изучить своих учеников, их особенности, уровень развития, круг интересов, понятий и представлений.

Он прежде всего настаивал на том, чтобы обучать природосообразно, в соответствии с особенностями детского восприятия и развития. Он говорил о том, что от примеров необходимо идти к правилам, от предметов и конкретных представлений о них – к обозначающим их словам. Придавая большое значение ознакомлению детей с предметами, непосредственно доступными органам чувств, Дистервег в то же время подчёркивал необходимость продумывания и осознания ребёнком всего чувственно воспринимаемого материала. Так, наглядное обучение связано у него с правилами «от близкому к далёкому», «от простого к сложному», «от более лёгкого к более трудному» и др.

Основные правила развивающего обучения, сформулированные А. Дистервегом:

Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *