Урок обществознания в 10 кл. бизнес-план

Это интересно


Урок «Виды и формы бизнеса» (§ 15)

Рассматриваемая тема является логическим и содержательным продолжением темы параграфа «Производство, затраты, выручка, прибыль».

Цель уроков — познакомить учащихся с видами и формами бизнеса, правильный выбор которых является условием успешности экономической деятельности.

План изучения нового материала

1. Что такое бизнес.

2. Виды бизнеса.

3. Формы бизнеса.

Развитие рыночных отношений в российской экономике способствовало появлению различных форм детского и молодёжного предпринимательства. Многие школьники включаются в доступные формы бизнеса или планируют участвовать в нём. Им, несомненно, полезно получить доступные знания и практические советы, как действовать и добиваться успеха в этой деятельности. Жёсткие законы рынка и социальная действительность формируют у молодых стремление самим отвечать за своё настоящее и будущее, знать и надеяться на свои способности, овладевать необходимыми знаниями и умениями для самостоятельной, инициативной трудовой деятельности. Значительная часть молодёжи мечтает посвятить себя бизнесу. Это подтверждают многочисленные опросы российских старшеклассников. Их анализ позволяет судить о мотивах выбора и об интересе к предпринимательской деятельности: «перспективное и выгодное дело», «возможность улучшить материальное положение своё и близких»,

«хочу получить больший контроль над своим будущим», «смогу заниматься любимым делом и быть его хозяином». Стремление молодёжи к самостоятельности, самореализации, экономической независимости естественно. Но сомнительно ждать успеха в деле от людей, не знающих это дело. Ведь быть хорошим предпринимателем — это не столько хитрость, удачливость, способность крутиться и «делать деньги» любым путём, но в первую очередь высокий профессионализм в деле. Поэтому учиться предпринимательству можно начинать со школьной скамьи. Семикласснику важно получить реалистическое представление об этой деятельности, знать основы её ведения. И первый шаг в этом познании учащиеся могут сделать, усвоив материалы рассматриваемого урока.

При объяснении нового материала учителю полезно опереться на содержание курса

6 класса (см. параграфы «Познай самого себя», «Труд — основа жизни», «На пути к жизненному успеху»). Важно также учесть, что тема урока получит своё дальнейшее развитие в старших классах.

Всё вышеизложенное определило следующие задачи урока:

— сформировать представление учащихся о понятии «бизнес», об основных видах бизнеса (производственный, торговый, финансовый) и раскрыть их взаимосвязь;

— характеризовать наиболее распространенные формы бизнеса и особенности их организации;

— обосновать личностную и общественную значимость производственного бизнеса;

— способствовать освоению учащимися рациональной модели поведения в бизнесе.

Традиционный комбинированный урок по теме может быть построен на сочетании объяснения учителем нового материала на основе учебного текста и организации выполнения практических заданий рубрики «В классе и дома», обсуждения дополнительных проблемных вопросов, обращения к словарю и организации участия в игровом задании «Экзамен на бизнесмена».

Изучение материала целесообразно начать с обсуждения вопросов рубрики «Вспомни», которая позволит установить содержательную связь урока с курсом 6 класса и урока 14 «Производство: затраты, выручка, прибыль». Итоги обсуждения помогут перейти к актуальному вопросу для учащихся: как добиться жизненного успеха и благополучия? Важно дать высказаться всем желающим, помочь учащимся, используя имеющийся социальный опыт и знания, сформулировать свои предложения и аргументы.

Учитель обобщает результаты дискуссии и подводит учащихся к необходимым выводам. Можно выбирать разные способы достижения успеха в жизни, например ждать богатого наследства, надеяться на удачу, на выигрыш в лотерею. Один из путей к быстрому личному благосостоянию — это создание хозяйственной организации (фирмы) за счёт собственных или заёмных денег ради производства товаров или услуг и получения на этой основе дохода. Своё дело позволит управлять самому своей судьбой, быть хозяином себе самому, приносить реальную пользу окружающим, развивать свои способности.

Важная задача изучения первого раздела параграфа «Что такое бизнес» — сформировать представление о бизнесе, расширить знания учащихся за счёт дополнительной информации, найти интересные примеры из практической жизни.

Значение слов «предпринимательство» и «бизнес» — хозяйственное дело и деловые отношения между его участниками. Термин «предпринимательство» ввёл в научный оборот в XVII в. ирландский экономист Ричард Кантильон. Это понятие он связывал с организацией новой идеи, продукта, вида услуг, предприятия и т. п. Исторически развитие понятия «предприниматель» прошло следующие стадии: организатор парадов и музыкальных представлений; лицо, отвечающее за выполнение крупномасштабных проектов; человек, действующий в условиях риска; лицо, заключившее с государством

контракт, стоимость которого оговорена заранее; человек-новатор, создающий что-либо новое в производстве, технологии, продукте; человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой. В воображении многих россиян бизнес представляется лёгким и большим заработком без трудовых усилий. В реальности же это очень трудное и хлопотное дело, а весь груз забот, усилий, ответственности и риска за его исход ложится на плечи предпринимателя, который может не только выгоду не получить, но даже потерять то, что имел.

Разговор о главном действующем лице бизнеса — предпринимателе строится с опорой на материалы рубрики «Жил на свете человек». Учащиеся знакомятся с известным русским книгоиздателем И. Д. Сытиным. Его жизненный путь от полуграмотного ученика торговца книжной лавки до одного из самых богатых российских предпринимателей убеждает учащихся в том, что любовь к своему делу, деловитость и энергичность в стремлении совершенствовать его помогают успеху в жизни. Однако стоит обратить внимание семиклассников на то, что настоящим предпринимателем может стать не каждый желающий. Можно привести утверждение основателя фирмы «Пицца-Хат» Франка Карни, что для начала нового дела нужно больше, чем просто идея. Оно требует особой личности. Для понимания этого утверждения полезно провести практическое занятие «Портрет современного предпринимателя».

Цель занятия — сформировать у учащихся представление о личности предпринимателя, требованиях, предъявляемых предпринимательской деятельностью к её участникам.

Используя метод коллективного творчества — «мозговой штурм», всем участникам предлагается высказать мнение по предложенной проблеме.

Предметом обсуждения могут стать знания и умения, личностные качества предпринимателя, значимые для деятельности. Можно построить обсуждение как по отдельным составляющим «портрета», так и в целом по всему облику предпринимателя. Можно предложить и такие варианты опроса мнений учащихся. Учитель предлагает список, в котором учащиеся отмечают необходимые качества предпринимателя, производится подсчет и обсуждение. В списке качеств учащиеся против каждого выставляют оценку от 1 до 5 в зависимости от важности этого качества для предпринимателя с точки зрения учащегося. В итоге оценки подсчитываются и обсуждаются.

Следующий шаг в обучении — усвоение роли предпринимательства в обществе. Начать можно с постановки дискуссионного вопроса: предпринимательство — тормоз или двигатель развития общества? Опираясь на учебный текст

и материалы рубрики «Путешествие в прошлое», учитель может подвести учащихся к ряду значимых положений:

— экономическое и социальное в предпринимательстве тесно взаимосвязано;

— предприниматель, движимый стремлением получить прибыль, находит новые возможности производства, производит продукцию (экономическое), а в процессе трудовой деятельности воспроизводятся условия жизнедеятельности людей, сами люди и общественные отношения (социальное). При этом следует учитывать, что для решения социальных вопросов необходимы ресурсы, которые могут быть получены только на основе экономического, т. е. достижение социальных целей основывается на экономическом росте.

Предприниматель может «делать деньги», лишь ориентируясь на человека, его потребности, и чем конкретнее будет такая ориентация, тем больший успех эта деятельность принесёт.

Общество заинтересовано оказывать поддержку предпринимательству как важному стимулятору предприимчивости многих людей, побуждающему человека к активному проявлению его инициативы и самостоятельности. А всякое ограничение деловой активности граждан — тормоз на пути экономического развития общества и его благополучия.

Изучение раздела «Виды бизнеса» целесообразно построить на основе учебного текста и организации выполнения учащимися заданий 1 (обсуждение результатов опережающего домашнего задания) и 3 рубрики «В классе и дома».

Усвоение материала раздела «Формы бизнеса» полезно закрепить обсуждением материалов следующей таблицы.

Конспект урока по обществознанию Управление предприятием. Бизнес-план


Образовательная

— ознакомить учащихся с особенностями управления предприятием ;

— определить сущность понятия бизнесплана. его структуру и содержание главных разделов;

— формирование у учащихся практических навыков разработки бизнесплана .

Развивающая

— развивать навыки научно — исследовательской работы;

— активизировать учебнопознавательскую деятельность, интерес к предмету;

— проверка присутствующих

— проверка домашнего задания

Преимущества и недостатки основных форм бизнеса :

— индивидуальная

— партнёрство (общества)

— корпорация

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

(2) Работа в малых группах .

Задание:

Представьте себе, что вы решили создать собственное дело. Расставьте в логической последовательности задания, которые вы должны для этого выполнить:

провести исследование рынка. — 1

выбрать технологию производства. — 6

выбрать продукцию, которую будет производить предприятие. — 3

определить цели и стратегию предприятия. — 4

выбрать поставщиков сырья. — 7

выбрать целевой рынок. — 5

выбрать организационно — правовую форму бизнеса. — 2

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

(3) Эпиграф:

Бизнес — это игра, величайшая игра в мире — если вы знаете, как в неё играть. Томас Дж. Уотсон

На сегодняшний день самой простой формой организации и управления бизнеса есть создание частного предприятия. Предпринимателей привлекает то, что они являются единственными получателями дохода. Но следует помнить, что вместе с доходами на их плечи ложатся управленческая деятельность, значительные риски и большая ответственность. Кроме этого, имущественные и интеллектуальные возможности одной личности могут быть ограниченными и недостаточными для эффективного управления бизнеса .

IV. Изучение нового материала.

Давайте вспомним факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимат ельские способности, информация)

А что главное в работе предприятия? УПРАВЛЕНИЕ. т. е. МЕНЕДЖМЕНТ

(4) МЕНЕДЖМЕНТ — Деятельность по управлению и координации работы предприятия и его подразделений

— Наука об управлении организацией

— система стратегий, принципов, методов, функций и форм управления производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли

(5) Какие же функции выполняет менеджмент?


— планирование

— организация (записать в тетрадь)

— контроль

— мотивация

Найдите соответствия между функциями менеджмента и его содержанием.

СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИЙ:

А создание структуры фирмы, обеспечение взаимодействия и координации её подразделений

Б Создание внутренней мотивации работника к действию

В Определение целей деятельности и способов их достижения

Г — Система наблюдения за деятельностью фирмы

(6) Требования к личности руководителя предприятия :

— должен обладать знаниями в отрасли теории управления и экономики, технологии и организации производства в отрасли, к которой относится его предприятие. интеллект, способность быть лидером

— должен уметь ставить перед собой четкие цели, предвидеть события, быстро и эффективно разрешать сложные проблемы, влиять на окружающих, содействовать реализации творческого и интеллектуального потенциала подопечных

— должен быть инициативным, самостоятельным, целеустремлённым, находчивым, уверенным в себе, реалистом.

Современное предприятие это сложная производственная система, включающая такие элементы, как основные фонды, сырье и материалы, трудовые и финансовые ресурсы. Важнейшая задача управления использование перечисленных элементов таким образом, чтобы обеспечить эффективное функционирование всей производственной системы, выживание и развитие в условиях жесткой конкурентной борьбы. Поэтому с целью эффективного управления и планирования предпринимательской деятельности, поиску будущих партнеров и инвесторов, получения банковского кредита на предприятии составляется бизнесплан .

(7) Бизнес — план является документом, позволяющим управлять бизнесом. его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнесплан как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. (Записать в тетрадь)

Как написать бизнесплан. (Раздать раздаточный материал. Приложение 1)

(8) Общая структура бизнесплана должна придерживаться следующих основных разделов:

Резюме.

это самостоятельный рекламный документ, так как в нем содержатся основные положения всего бизнес плана. Это будет единственная часть, которую будут интересовать ваших будущих потенциальных инвесторов. А инвестор захочет, прежде всего, узнать следующую информацию: размер кредита, для какой цели, предполагаемые сроки погашения, гарантии, кто еще собирается инвестировать проект, какие собственные средства есть.

  • Описание фирмы.

Название, адрес, данные о владельце.

Финансово — экономические показатели деятельности фирмы.

Структура управления и кадровый состав.

Направления деятельности, продукция.

Партнерские связи и социальная активность.

Описание (характеристика) продукции (услуг).

описание основных характеристик вашей продукции (преимущества)

План маркетинга необходим, чтобы потенциальные клиенты превратились в реальных. Этот план должен показать, почему клиенты будут покупать вашу продукцию или пользоваться вашими услугами.

Весь материал — смотрите документ.

План-конспект урока обществознания (8 класс) по теме:

Цели и задачи

·         объяснить значение понятий. предпринимательство, фирма, товарищество, акционерное общество;


·         выяснить причины, которые побуждают людей заниматься или не заниматься предпринимательством и бизнесом;

·         обсудить проблемы, которые существуют в развитии предпринимательства и бизнеса в России;

·         формировать исследовательские навыки.

Ожидаемые учебные результаты

·         Прослеживать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии;

·         Работать информационными текстами, решать проблемные задания;

·         Вырабатывать навыки исследовательской деятельности и  работы в парах.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация.

Форма урока: урок-исследование.

Конспект урока по обществознанию в 10-м общеобразовательном классе. Тема: Познавательная деятельность человека

Задачи:

  • образовательные:
  • показать место познания среди многообразия человеческой деятельности;
  • раскрыть роль знаний в жизни людей;
  • охарактеризовать основные источники познаний человека об окружающем мире;
  • изучить особенности различных видов познания;
  • раскрыть суть спора эмпириков и рационалистов.
  • воспитательные:
    • воспитывать у учащихся стремление к совершенствованию, познанию мира,
    • изучению наук для понимания окружающей действительности и себя.
    • развивающие:
      • развивать умения учащихся:
        • логически мыслить;
        • выделять главное в тексте и объяснении учителя;
        • устанавливать причинно-следственные связи;
        • делать обоснованные выводы.
        • Пособия и оборудование:

          1. “Человек и общество”. Учебное пособие для учащихся 10 – 11-х кл. общеобразовательных учреждений под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. М, Просвещение, 1998;

          2. Методические рекомендации по курсу “Человек и общество”. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл. под ред Л.Н.Боголюбова. М, Просвещение, 2002;
          3. Дидактические материалы по курсу “Человек и общество”: 10 – 11 кл; пособие для учителя. Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. М: Просвещение, 2001;
          4. схемы и таблицы.

          ХОД УРОКА:

          I. Изучение нового материала.

          “Знания – сила”

          Фрэнсис Бэкон (английский философ)

          1. Знания, их роль в жизни общества и человека.

          – Опираясь на ранее изученный материал, личный опыт учащихся, рассмотреть круг вопросов, имеющих по отдельным положениям философско-обобщенный характер. Актуализировать опыт учащихся, сделать его предметом анализа, можно, используя активные диалоговые методы обучения.

          Задания:

          • вспомните виды человеческой деятельности?
          • подумайте, для чего нужны знания?

          – В высказывании английского философа Фрэнсиса Бэкона выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества. Знания об окружающем мире и самом себе нужны человеку во всех видах деятельности – материальной и духовной.

          Задумывались ли вы о том, что знания разнообразны? Приведите примеры разнообразия знаний?

          Можно предложить поочередно, по возможности избегая повторов, продолжить следующие фразы:

          • О мире физических явлений я знаю…
          • О мире живых существ я знаю… и т.д.

          Представление о разнообразии знаний дать в виде схемы.

          Схема “Разнообразие знаний”

          2. Человек познающий.

          – Последний круг вопросов в схеме “Разнообразие знаний” и станет предметом нашего дальнейшего рассмотрения: представления и идеи о том, как формируется само знание; каковы его источники; откуда берутся бесспорные представления; где граница между знанием и верой.

          Подчеркнуть, что основная тема для разговора о человеке познающем – как возникают знания ?

          – Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса – познавательной деятельности людей. Приведите примеры из жизни, каким образом могут возникать знания?

          Дать ответ на вопрос при помощи схемы. Если у учащихся возникнут затруднения с примерами, можно обратиться к тексту параграфа, раздел “Человек познающий”.

          Схема “Познание”

          – А теперь приведите примеры произвольного и специального познания мира.

          Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъект познания) и познаваемого предмета (объект познания). Как же они соотносятся друг с другом?

          Дать представление о процессе познания через формулы, в которых:


          П – познание,

          С – субъект познания,

          Задания:

          • составьте формулы познания мира, используя условные обозначения, когда субъект познает окружающий мир “со стороны” и когда он не отделен от предметного мира;
          • приведите конкретные примеры для одной и второй формул.

          (познающий субъект не отделен от предметного мира, а находится внутри него).

          Далее рассказать о дввух основных путях познания окружающего мира.

          3. Вижу, слышу, осязаю.

          – Первый путь – путь познания через опыт, через чувства (эмпирический ).

          Задание: вспомните материал уроков биологии. Благодаря каким чувствам идет познание мира? Сколько основных чувств у человека?

          Для активизации учащихся можно использовать схему-подсказку.

          Схема “Пять основных чувств человека”

          – Для эмпирического пути познания мира необходима нормальная работа органов чувств, благодаря которым человек получает необходимую информацию о внешнем мире, а так же о состоянии собственного организма.

          Можно использовать материал учебника для рассуждений, какие органы чувств дают наибольший объем информации человеку, какие чувства называются отдельными учеными вспомогательным.

          Познакомить с формами чувственного познания мира – ощущением, восприятием, представлением.

          Схема “Формы чувственного познания мира”

          Задания:

          • Приведите примеры познания мира через ощущение, восприятие, представление.
          • Сделайте вывод, ЧТО влияет на характер и содержание чувственного образа познаваемого предмета?

          (Предполагаемый ответ: на характер и содержание чувственного образа познаваемого предмета влияют:

          особенности “воспринимающих устройств”, т.е. наших органов чувств;

          индивидуальный опыт;

          культурно-исторический опыт.

          Таким образом, с полным основанием можно утверждать, что результатом чувственного познания является СУБЪЕКТИВНЫЙ образ объективного мира).

          4. Я мыслю, значит – я существую.

          Дать представления о том, что человек не ограничивается только восприятием данного, а стремится проникнуть глубже в суть вещей, используя свою способность мыслить.

          – Второй путь познания мира – рациональный.

          Задание: попробуйте устно составить логическую цепь, как протекает процесс мышления.

          Направляя ответы учащихся в нужное русло, пояснить, что основными мыслительными операциями являются сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение (абстрагирование). Показать протекание процесса рационального познания мира при помощи схемы.

          Схема “Процесс мышления”

          Поясняя схему, дать представления о том, что результатом мыслительных операций становятся:

          • понятия,
          • суждения,
          • умозаключения (выводы).

          – Имея дело в практической жизни с отдельными конкретными предметами, человек по определенным признакам соотносит их, сравнивает между собой. При этом выделяет их общие, существенные черты, отбрасывает те, которые в данном случае являются второстепенными. Результат такого процесса – понятия .

          По определенным правилам мы строим особые словесные комбинации – предложения. За грамматической формой стоит мыслительный процесс. Через связь понятий появляются суждения .

          Логически связывая суждения, мы приходим к выводам, или умозаключениям .

          Изучая рациональное познание, целесообразно заострить внимание учащихся на отдельных приемах логического мышления, в частности, рассмотреть структуру доказательства. Путем упражнений научить отделять тезис (т.е. суждения, истинность которых надо доказать) от аргумента (т.е. суждения, которое используется при доказательстве тезиса). Можно использовать примеры из методических рекомендаций по курсу “Человек и общество”.

          Необходимо обратить внимание на роль интуиции в познавательной деятельности. Про интуицию шел разговор в теме “Изобретательская деятельность”. Обсуждение данной проблемы уже полезно потому, что предостерегает от упрощенного, схематического восприятия процесса познания.

          5. И мысли и чувства.

          Задание: работая самостоятельно с текстом учебника, изобразите в виде таблицы сущность спора между эмпириками и рационалистами.

          Таблица “Сущность спора эмпириков и рационалистов”.

          План-конспект открытого урока по обществознанию в 10 классе по теме: «Предпринимательство и бизнес»

          Ноябрь 2010г.

          Памятка по составлению бизнес-плана

          Идея и факторы, влияющие на её реализацию

          Идея:

          (например, торговля автозапчастями)

          ( н-р, 200 000 рублей)

          Срок окупаемости:

          ( 1 год)

          ( Прописать, сколько денег будет затрачено на реализацию проекта, каковы предполагаемые темпы продаж и способы увеличения этих темпов)

          Добавить комментарий

          Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *